Кук, Авраам Ицхак


Раввин Авраам Ицхак Кук (ивр. אברהם יצחק הכהן קוק‎, Авраам Ицхак Коэн Кук; 7 сентября 1865, Грива, (ныне Даугавпилс) — 1 сентября 1935, Иерусалим) — раввин, каббалист и общественный деятель начала XX века, создатель философской концепции религиозного сионизма, согласно которой создание Государства Израиль является началом мессианского избавления.

Занимал должности раввина Яффо (19041914), раввина Иерусалима (19201921) и стал первым главным ашкеназским раввином Страны Израиля (19211935).

Родители происходили из семьи раввинов. Его отец, раввин Шломо-Залман, выпускник Воложинской иешивы происходил из семьи митнагдим, мать Злата-Перла из семьи любавичских хасидов. Отец долгое время не занимал никакой должности, а семья жила на доходы от торговли спиртными напитками, которой занималась мать. После того, как была введена монополия на торговлю водкой, семья потеряла источники дохода, и отец стал работать преподавателем в иешиве. В семье было четыре сына и три дочери[2]. По свидетельству самого Авраама-Ицхака, родители спорили, воспитывать ли детей как хасидов или их противников-«митнагдим», в итоге имели место оба влияния[3].

Ещё в детстве юный Авраам-Ицхак проявил выдающиеся способности, в 9 лет отец забрал его из хедера, так как тот перерос всех учителей, и занялся его обучением сам. К 11 годам Авраам-Ицхак написал свою первую книгу — комментарии к Псалмам (Теилим). В 13 лет он переехал в Люцин к дяде своей матери, раввину Элиэзеру Дон-Ихье, занимался у него и у раввина Якова Рабиновича. В 1880 году Авраам-Ицхак вернулся в Гриву, где учился у своего отца и Реувена Халеви — раввина Двинска (Даугавпилса). В 1883 году в Сморгони он продолжил учение у раввина Хаима-Авраама Шапиро. В 18841888 гг. продолжил по рекомендации будущего тестя учёбу в иешиве Воложин, центральной иешиве литовского еврейства у раввина Нафтали-Цви-Иехуды Берлина, сторонника религиозного сионизма. Последний и дал Аврааму-Ицхаку звание раввина (смиха). В иешиве преподавал также Йосеф-Дов Соловейчик (Бейт Алеви), бывший убеждённым противником всех форм сионизма. Там рав Кук вплотную столкнулся с идеями Хаскалы и светского сионизма. Рав Кук отличался любовью к языку иврит, и уже там писал на нём стихи. Кроме того, он написал успешный биографический очерк о главе иешивы Воложина Н. Ц. Й. Берлине [4].