Авраам ибн Дауд


Авраам ибн Дауд, известный также под прозвищем Галеви (левит; ок. 1110, Толедо, по другой версии Кордова  — 1180 Толедо, Испания) — еврейский богослов-философ, историк и астроном, живший в мусульманской Испании. Первый еврейский философ, развивавший учение Аристотеля. Автор исторической летописи евреев «Сефер ха-каббала» («Книга традиции»), астрономического сочинения (1180) и книги по религиозной философии «Эмуна Рама» («Высшая вера»), в которой он определяет дар пророчества как конечный этап естественной эволюции человека.

Также именуется Бен-Дауд, Раавад или РАБаД (по начальным буквам титула рабби и имени) и РАБаД I, в отличие от РАБаД II и РАБаД III[3].

Происходил из образованной семьи, сын некого Дауда (ибн Дауд). Занимался светскими науками, в том числе и медициной, но в первую очередь философией; считается одним из первых еврейских философов, развивавших учение Аристотеля; написал книгу по философии религии под названием «Эмуна Рама» («Emunah Ramah»; «Высшая вера»; 1168 год; была написана на арабском — «Al-Akidah al-Rafijah»[3], но сохранилась только в переводе на иврит) и историческую еврейскую летопись «Седер ха-каббала» («Seder ha-Kabbalah»[3]) или, как обыкновенно принято называть, «Сефер ха-каббала» («Sefer ha-Kabbalah»; «Книга традиции»), доказывавшую преемственность еврейской традиции от Моисея до Иосифа ибн-Мигаша (испанского талмудиста XII века)[4]. Умер мученической смертью.

Философское произведение ибн-Дауда «Al-Akidah al-Rafijah» («Возвышенная вера»), написанное на арабском языке в 1168 году, сохранилось в двух еврейских переводах[3]:

Ибн-Дауд не был оригинальным мыслителем и не создал никакой новой философской системы, но им начата та фаза еврейской философии, введение которой обычно приписывается Маймониду (ум. 1204); фаза, отличавшаяся, главным образом, более строгим систематическим характером от прежних еврейских систем философии; этим шагом вперёд еврейская философия обязана влиянию Аристотеля. В XIV веке Хасдай Крескас назвал[7] ибн-Дауда единственным философом среди предшественников Маймонида. Классическое произведение Маймонида «Moreh Nebuchim» совершенно затмило книгу «Эмуна Рама» ибн-Дауда, и произведение, которому сам Маймонид был обязан многими ценными мыслями, позднейшими философами едва удостаивалось упоминания.[3]

Единственными философскими произведениями, которыми, согласно его собственному сообщению[8] ибн-Дауд мог воспользоваться, были два арабских текста[3]: