Авраам на пути в Ханаан


«Авраам на пути в Ханаан» — картина голландского художника Питера Ластмана из собрания Государственного Эрмитажа.

Картина иллюстрирует ветхозаветный сюжет, описанный в Книге Бытия (12: 4—7): Авраам с женой Саррой, племянником Лотом и своими людьми прибывают в Ханаан и слышат слова Господа: «Потомству твоему отдам Я землю сию».

На картине изображены преклонивший колено Авраам, его жена Сарра, в золотистой юбке, сидящая верхом на осле, и Лот, в синей рубахе, стоящий возле осла, на которого навьючена корзина со свитком, книгой, закруглённой доской и астролябией, там же видна рукоять ножа. Из левого верхнего угла, из-за деревьев, их осеняют лучи божественного света. Слева на камне перед Авраамом в две строки сделана подпись художника и дата: Pietro Lastman / fecit. A°. 1614. Первоначально картина была написана на дереве, однако впоследствии переведена на холст. Картина являет собой самый ранний в голландской живописи пример изображения этого сюжета[1].

По версии И. Виттрока, изображённые на картине свиток, книга, доска и астролябия — аллегории; он дал им следующую трактовку: книга является Священным Писанием и символизирует веру, то же относится и к свитку; доска с закруглёнными углами означает скрижаль Закона; астролябия намекает на астролого-астрономические знания Авраама; нож по сути своей атрибут жертвоприношения и напоминает о повиновении Авраама, решившегося принести в жертву своего сына[2].

Историк искусства Ю. И. Кузнецов в своём обзоре голландской живописи XVII века очень высоко оценивал картину:

Ластман отказывается от напыщенного языка предшественников — картина должна быть простой, искренней и ясной… Художник пытается объединить пейзаж и фигуры, подмечает живые выразительные жесты, вводит в картину множество бытовых подробностей, тщательно исполненных деталей… По мнению художника, это должно заставить зрителя поверить в реальность изображённого события[3].