Автодор (общество)


Граждане,
мне
начинает казаться,
что вы
недостойны
индустриализации.
Граждане дяди,
граждане тети,
Автодора ради —
куда вы прете?!

Мы святцы похерили… Не имена —
Лука, Фома, Митродор.
Их за пояс сразу всегда заткнут —
Револа и Автодор.

«Автодо́р» (Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог[4]) — добровольное общественное объединение в СССР в 19271935 годах, пропагандировавшее автомобилизм, автомобилизацию и дорожное строительство.

В первой половине 1920-х годов автомобильный транспорт и сопутствующая ему инфраструктура в Стране Советов находились на очень низком уровне вследствие гражданской войны и интервенции. СССР занимал одно из последних мест в мире по производству автомобилей и количеству единиц автотранспорта. Лошадь оставалась преобладающим видом транспорта как на селе, так и в городе. Лишь небольшая часть шоссейных дорог имела твёрдое покрытие, автозаправочные станции (колонки) работали только в самых крупных городах: в 1928 году по всей стране насчитывалось лишь 10 колонок для заправки автомобилей, из них 8 — в Москве и Ленинграде[5]. Водители автомобилей часто по старинке закупали бензин в ближайшей аптеке: он, как и керосин, тогда считался лекарственным средством. В стране не было налажено обучение вождению автомобилей, отсутствовали автошколы или учебные комбинаты, практически все шофёры были самоучками. Между тем, автомобильный парк СССР постепенно рос, в основном за счёт импорта их из стран Европы и США. Так, с 1924 года для Москвы началась закупка автобусов британской марки Leyland, для вновь созданного московского такси с 1925 года закупались автомобили французской марки «Рено». В стране развивалось междугороднее автобусное сообщение, активно закупались автомобили для различных организаций и предприятий. В этих условиях в СССР возникла необходимость создать централизованную организацию, которая содействовала бы развитию автомобильного транспорта по всей стране, помогала создавать для него инфраструктуру и популяризировала его среди населения. Идея массовой автомобилизации имела многочисленных сторонников, среди которых был и государственный деятель Андрей Матвеевич Лежава, основатель и бессменный председатель Автодора. Побывав в Германии, Лежава находился под впечатлением от немецких дорог. Он осознавал, что в такой обширной стране, как СССР, дорожное строительство невозможно финансировать только из бюджетных средств, для решения такой неотложной дорожной проблемы необходимо участие широчайших масс[6].