Акра (ивр. חקרא или חקרה, арам. Хакра, от др.-греч. Ἄκρα, «высокое, укреплённое место») — крепость в Иерусалиме, построенная Антиохом Эпифаном, правителем государства Селевкидов, после разграбления города в 168 году до н. э. Крепость сыграла значительную роль в событиях вокруг восстания Маккавеев и формирования Хасмонейского царства. Она была уничтожена Симоном Маккавеем во время этой борьбы.
Ранее была распространена точка зрения, что это «название одного из кварталов древнего Иерусалима, так называемого Нижнего города , окружавшего Верхний город (собственно Сион) полукругом с юга, что это та самая „крепость Сиона“, которую построил царь Давид и назвал её градом Давида».
Точное местоположение Акры, важное для изучения эллинистического Иерусалима, было предметом длительных дискуссий. Историки и археологи предлагали различные места в Иерусалиме, полагаясь главным образом на выводы, сделанные из нарративных источников. Дискуссия перешла на другой уровень в конце 1960-х годов в связи с началом археологических раскопок. Новые открытия вызвали переоценку древних литературных источников, географии Иерусалима и ранее обнаруженных артефактов. Йорам Цафрир интерпретировал группу строений в юго-восточном углу платформы Храмовой горы как ключ к возможному положению Акры. Во время раскопок 1968—1978 годов в районе, прилегающем к южному склону горы, были обнаружены элементы, которые, возможно, были связаны с Акрой, включая комнаты в казарме и огромную цистерну. В ноябре 2015 года Управление древностей Израиля объявило о возможном обнаружении Акры в другом месте, к юго-западу от Храмовой горы и к северо-западу от города Давида.
После смерти Александра Македонского в 323 году до н. э. территорию Иудеи оспаривали Птолемей, правивший в Египте, и Селевк, обосновавшийся в Сирии и Месопотамии. Победа императора Антиоха III над Птолемеями в 200 году до н. э. в битве у Панеона привела Иудею под контроль Селевкидов[1]. Еврейское население Иерусалима помогало Антиоху во время его осады Бариса , укреплённой базы египетского гарнизона Иерусалима[2]. Их поддержка была вознаграждена уставом, утверждавшим еврейскую религиозную автономию, в том числе запрет иностранцам и нечистым животным находиться в Храме, а также выделением официальных средств для совершения религиозных обрядов в Храме[3][4]. Несмотря на то, что им дали свободу отправлять свой культ, многие евреи переняли элементы греческого образа жизни. Имперская культура предлагала путь к политическому и материальному прогрессу, и это привело к формированию эллинистической элиты среди еврейского населения. Эллинизация породила напряжённость между евреями, придерживавшимися традиций, и их собратьями, которые приняли греческую культуру[5][6].