Алгемба


Алге́мба — проект по сооружению железной дороги и нефтепровода от села Александров Гай до нефтяных месторождений в районе реки Эмбы. Стройка началась в 1919 году, но по многим причинам завершена не была. К 1921 году необходимости в проекте уже не было. Алгемба стала первой «стройкой века».[1]

Первые идеи по проведению железнодорожной линии через Заволжье и Эмбу относятся ещё к 1874 году, когда некто Барановский в журнале «Нива» предложил к сооружению железную дорогу от Саратова до Индии. При этом ни мостового перехода через Волгу, ни даже линий железной дороги в Заволжье не существовало.[2] Впрочем, ветвь Рязано-Уральской железной дороги была доведена до Александрова Гая ещё до революции. Он был конечным её пунктом.[3]

В конце 1919 года войска под командованием Михаила Фрунзе захватили Эмбенские нефтепромыслы с более чем 224 тыс. т нефти.[4] В стране был топливный кризис, а нефтеносные районы на Северном Кавказе были отрезаны от центра, поэтому эта нефть была спасительной для Советской России. До Гражданской войны нефть доставлялась до каспийской пристани Ракуша по 60-вёрстному нефтепроводу, однако он не функционировал, а для его ремонта ничего сделано не было.[3] Поэтому 24 декабря 1919 года Совет Рабоче-крестьянской обороны принял решение о строительстве и приказал: «Признать постройку ширококолейной линии Александров Гай — Эмба оперативной задачею».[4] Строительство возглавил Юрий Ломоносов. Существует мнение, что именно со строительством Алгембы связана его «паровозная афера».[3]

Расстояние от Александрова Гая до нефтяных промыслов составляло около 500 вёрст. Было принято решение о строительстве железной дороги по прямой[3] , и этот маршрут пролегал в основном по безводным солончаковым степям. Строили магистраль с двух сторон и планировали соединить построенные участки у Урала.[4] Первой на строительство была послана армия Фрунзе.