Бородин, Александр Парфеньевич


Алекса́ндр Парфе́ньевич Бороди́н (28 сентября (10 октября) 1848, Санкт-Петербург26 марта (7 апреля) 1898, Мерано) — русский инженер и учёный в области железнодорожного транспорта, один из основоположников паровозостроения в России. Статский советник.

Родился в гарнизонном городке Кречевицы возле Новгорода. Сын капитана лейб-гвардии Драгунского полка Парфения Афанасьевича Бородина (1823—1851), происходившего из дворян Екатеринославской губернии. Мать, Екатерина Александровна Лыкошина (1828—1890) — из семьи отставного офицера, директора Новгородской гимназии, дворянина Смоленской губернии. Полковник Афанасий Бородин — его дед, адъютант генерал-фельдмаршала И. Ф. Паскевича — погиб при штурме Ахалкаци во время Кавказской войны. В семье родились два сына, Иван (ставший известным ботаником) и Александр. Их отец, тяжело заболев, с женой и маленькими сыновьями приехал в Санкт-Петербург лечиться в военном госпитале, но вскоре умер. Мать с детьми переехала за Нарвскую заставу, где арендовала дачу. В 1857 году «с публичных торгов» Екатерине Александровне Бородиной удалось приобрести дачу по Петергофской дороге, недалеко от Нарвских ворот. Семья жила бедно, на доходы от сдачи в аренду дачных строений. Мать больше не вышла замуж, посвятив себя воспитанию сыновей; она сама приготовила их к учёбе в гимназии. Некоторое время младший сын, Александр, в конце 1850 — начале 1860-х годов учился в новгородской гимназии, находясь на попечении бабушки и дедушки Лыкошиных[1].

В 1869 году Александр Бородин окончил Петербургский технологический институт, а в 1872 году — Институт инженеров путей сообщения. По окончании института, по рекомендации профессора механики И. А. Вышнеградского он был назначен заведующим подвижным составом и водоснабжением Ряжско-Вяземской железной дороги. В 1877 году он стал уже управляющим Киево-Брестской железной дороги; в 1879 году А. П. Бородин — главный инженер службы подвижного состава, тяги и мастерских Юго-Западных железных дорог, а с 1889 года — управляющий; с 1895 года, после передачи Юго-Западных железных дорог в казну — их начальником[2]. Входил в правление «Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги»[3].

В 1880—1882 годах на базе Киевских мастерских Юго-Западной железной дороги А. П. Бородин создал первую в мире стационарную лабораторию по испытанию паровозов (в пути). Совместно с инженером путей сообщения Л. М. Леви разработал методику линейных испытаний паровозов[4].

В 1882 году по проекту Бородина был построен паровоз серии П с 4-цилиндровой машиной тандем-компаунд[5].