Аллея Победы (Берлин)


Аллея Победы (Зигесаллее; нем. Siegesallee) — знаменитый в своё время бульвар в берлинском парке Тиргартен. На аллее, проложенной по приказу кайзера Германии Вильгельма II в 1895—1901 годах, располагались мраморные памятники всем маркграфам, курфюрстам Бранденбурга и королям Пруссии, правившим в период с 1157 по 1888 годы. Л. Д. Троцкий в своей статье 1926 года «Затмение солнца» назвал аллею Победы в Тиргартене «глиняной родословной Гогенцоллернов»[1].

Длина бульвара, соединившего площадь Кёнигсплац (ныне площадь Республики) с находившейся ещё на старом месте колонной Победы, составляла 750 метров. Парад из 32 скульптурных изображений Гогенцоллернов начинался с Альбрехта Медведя и заканчивался Вильгельмом I. Каждая скульптурная группа помимо памятника самому правителю включала два бюста личностям, прославившимся во времена его правления.

27 скульпторов под руководством архитектора Густава Фридриха Хальмхубера и скульптора Рейнгольда Бегаса в период с 1895 по 1901 годы создали 32 скульптуры бранденбургских и прусских правителей. Высота каждой статуи составляла 2,75 м. Маркграфы, курфюрсты и короли находились в центре полукруглого пьедестала, сзади окружённого полукруглой скамьёй, которую разделяли на три части два бюста соратников правителя.

В 1903 году на аллее Победы появились 33-я и 34-я скульптурные композиции, созданные по проекту Эрнста фон Ине, а в 1904 году Зигесаллее пополнилась скульптурой принца Вильгельма Прусского, будущего первого кайзера Германии, в военной форме времён Наполеоновских войн, выполненной Адольфом Брюттом.

Аллея стала ярким примером эклектизма в изобразительном искусстве. Монументальный бульвар вызвал многочисленные споры, Вильгельм II подвергся критике за прославление Гогенцоллернов и возвышение их роли в Германской империи. Берлинцы прозвали этот памятник провинциально-буржуазного «домашнего искусства» (к моменту создания уже вышедшего из моды) «Кукольной аллеей».

Во время Ноябрьской революции некоторые скульптуры получили повреждения. На многих пьедесталах появились надписи красной краской «Угнетатели народа» и «Солдаты, не убивайте!». НСДПГ выступала в советах рабочих и крестьянских депутатов за снос скульптурных композиций, но социалистам удалось отстоять сохранение Зигесаллее.