Хайматкунст


Хайматкунст (нем. Heimatkunst — «родное, отечественное искусство») или хайматстиль (нем. Heimatstil — «уютный, домашний стиль») — ретроспективное течение в искусстве немецкоговорящих стран (Германия, Австрия, Швейцария) рубежа XIX и XX веков. Нашло отражение в литературе, живописи, но главным образом в архитектуре жилых зданий (Heimatschutzarchitektur) и декоративно-прикладном искусстве: оформлении интерьеров и мебели. Хронологически этот период соотносится с понятием модерна, но в стилевом отношении ближе бидермайеру и риджионализму. Термин введён в 1898 году Адольфом Бартельсом.

Представители этого течения, следуя логике романтического национализма, настаивали на использовании «здоровых» элементов германской национальной традиции, которые они находили в традиционной застройке посёлков и небольших городков и противопоставляли их заимствованным элементам, привнесённым якобы оторвавшейся от корней столичной интеллигенцией и евреями. Для крупных сооружений общественного назначения — зданий судов, банков, почтамтов, вокзалов — они предпочитали стиль кирпичной готики[1][2]. В обычной жилой застройке архитекторы стремились воспроизводить бидермайеровский стиль провинциальных немецких городков середины XIX века.

В литературе неогерманское направление проявилось в реакционном воспевании старосветских добродетелей жителей немецкого и швейцарского захолустья (чем, к примеру, снискал известность швейцарский романист Генрих Федерер[de]). Для националистических вкусов кануна Первой мировой войны характерен успех исторического романа «Вервольф», опубликованного Германом Лёнсом в 1910 году. Книга повествует о крестьянском отряде самообороны в период Тридцатилетней войны, восхваляя доблестное сопротивление оккупантам. На заре литературной карьеры влияние идей неогерманизма испытал такой крупный автор, как Томас Манн.

Хайматкунст также соотносят с социо-культурным явлением вильгельминизма — политикой правления кайзера Вильгельма II (1888—1918). Парадную архитектуру того времени соотносят с необарокко и северогерманской кирпичной готикой. Однако общей тенденцией того времени является вторичность содержания, подражательность и почти пародийное измельчание форм. Не случайно помпезную Аллею Победы (проект архитектора Г. Ф. Хальмхубера[en]) берлинцы прозвали «кукольной аллеей».