Алтарь Портинари


«Алта́рь Портина́ри», «Триптих Портинари» (итал. Il Trittico Portinari) — Алтарный триптих работы нидерландского мастера Хуго ван дер Гуса на сюжет «Поклонение пастухов». Картина, датируемая 1477—1478 годами, написана мастером Северного Возрождения маслом на дереве (центральная панель: 253x304 см; боковые панели: 253x141 см). Хранится в галерее Уффици во Флоренции. Это произведение имело важное значение для развития искусства раннего итальянского Возрождения. Доставленное в 1483 году во Флоренцию, своим впечатляющим натурализмом и тончайшей техникой живописи это произведение оказало значительное влияние на творчество итальянских художников.

Триптих был написан по заказу Томмазо Портинари, итальянского банкира, который более сорока лет прожил в Брюгге (Нидерланды) в качестве представителя флорентийского банка Медичи. Алтарный триптих предназначался для церкви Святого Эгидия (Chiesa di Sant’Egidio) при Оспедале (Приюте) Санта-Мария-Нуова (Ospedale di Santa Maria Nuova), находившихся под покровительством семьи Портинари. Готовые панели с помощью Никколо ди Джованни Каппони были перевезены на корабле в Пизу, который сначала сделал заход на Сицилию, а затем отправился вверх по реке Арно во Флоренцию, куда алтарь прибыл 28 мая 1483 года. Он был поднят у ворот Сан-Фредиано шестнадцатью грузчиками и перевезён в церковь Сант-Эджидио.

Картины фламандских художников уже были известны во Флоренции, но Алтарь Портинари стал самым большим произведением, привезённым в столицу Тосканы. Алтарь выставили для обозрения в церкви. Тончайшая техника «фламандской манеры» (живопись методом лессировок) и иллюзорность изображения производили ошеломляющее впечатление[1]. Местные художники до того времени работали преимущественно темперой, которая не могла дать множества просвечивающих слоёв и, следовательно, тонкой моделировки объёмной формы. Технику масляной живописи северные мастера вначале применяли для раскрашивания деревянных статуй церковных алтарей по гипсовому грунту, а затем перенесли на росписи деревянных створок таких же алтарей. Поэтому искусство Возрождения в живописи, образно говоря, двигалось не только с Востока на Запад, но и с Севера на Юг[2].