Альбани, Эмма


Э́мма Альба́ни (фр. Emma Albani, урождённая Мари-Луиз-Сесиль-Эмма Лаженесс, Marie Louise Cécile Emma Lajeunesse) — канадская оперная певица второй половины XIX и начала XX века, сопрано. Солистка театров Ковент-Гарден и Метрополитен-Опера.

Мари-Луиз-Сесиль-Эмма Лажёнесс родилась в Шамбли, неподалёку от Монреаля (провинция Канада), в 1847 году (принятая дата; различные источники приводят годы в диапазоне от 1847 до 1852) в семье Жозефа Лаженесса и Мелины Миньо, став вторым ребёнком в семье. Уже к четырём годам мать начала учить её игре на фортепиано. С 1852 по 1856 год семья жила в Платсбурге, а после смерти Мелины перебралась в Монреаль. Уже в сентябре 1856 года Эмма дала в Монреале свой первый публичный концерт как пианистка и певица. С 1858 года она и её сестра Корнелия становятся воспитанницами интерната, где их отец преподавал музыку. Через два года Эмма поёт для принца Уэльского на церемонии открытия моста Виктории в Монреале.

После окончания учёбы сёстры Лаженесс отправляются с отцом в турне по США, давая концерты в разных городах. Семья надолго задержалась в Олбани (штат Нью-Йорк), где Эмма получила место солистки в католической церкви св. Иосифа. На протяжении трёх лет она поёт в церкви, играет на органе и дирижирует церковным хором. В это время она также пишет несколько произведений для фортепиано, арфы и певческого голоса, из которых до настоящего времени дошла только одна пьеса для голоса в сопровождении фортепиано, «O Salutaris». Собрав достаточные средства, в 1868 году она уезжает учиться в Европу. Там она берёт уроки вокала у Жильбера Дюпре и гармонии и игры на органе у Франсуа Бенуа в Париже, а затем у Франческо Ламперти в Милане. Ламперти ей сценический дебют в Мессине, и в конце 1869 и начале 1870 года она 44 раза выступает в местном театре в «Бале-маскараде» (Оскар), «Сомнамбуле» (Амина) и «Алине, королеве Голконды» Доницетти (заглавная роль). К концу этого сезона она берёт в качестве сценического псевдонима имя Альбани. После Мессины её приглашают в Ачиреале, Ченто, Флоренцию и, наконец, на Мальту, где она проводит весь следующий сезон. В её репертуар добавляются партии в операх «Лючия ди Ламмермур», «Риголетто», «Марта», «Севильский цирюльник», «Африканка» и «Роберт-Дьявол». В конце этого сезона её приглашают в состав итальянской оперной труппы Мейплсона при английском дворе.