Альбатрос (кинокомпания)


«Альбатрос» (фр. Société des Films Albatros) — французская кинокомпания, созданная в 1922 году российскими кинематографистами, которые эмигрировали во Францию после революции 1917 года в России. В межвоенный период компания была одной из крупнейших во Франции. Если первоначально в создании фильмов на киностудии были задействованы в подавляющем большинстве выходцы из Российской империи, то позднее студия приобрела более французский характер, но по ряду причин сначала была первоначально преобразована в продюсерскую компанию, а в 1939 году и вовсе прекратила свою деятельность. Большинство фильмов, выпущенных этой студией, в настоящее время пребывают в собрании Французской синематеки, послужив основой этого старейшего киноархива.

Компания была создана в августе 1922 года в Монтрёе, восточном пригороде Парижа, российским кинопредпринимателем Иосифом Ермольевым, эмигрировавшим из Крыма, где он снимал картины в Ялте, через Константинополь и Марсель во Францию после революции 1917 года. Следует отметить, что этот пригород Парижа имел давние кинематографические традиции — до этого здесь функционировали студии Жоржа Мельеса (с 1897 года), братьев Люмьер и Пате (с 1904 года)[1].

Для функционирования кинокомпании Ермольев учредил акционерную компанию «Русское кинематографическое общество И. Н. Ермольева и Ко.» (фр. La Société Ermolieff-Cinéma") с уставным капиталом в размере миллиона франков, сохранив за собой 70 % акций. Фирма «Пате», с которой Ермольев сотрудничал ещё до эмиграции, передала ему в аренду один из своих павильонов[2], расположенный в Монтрёе[3], где и стала базироваться кинофабрика, ставшая центром зарубежного русского кинопроизводства[4]. После этого Ермольев перевёз во Францию всю свою съёмочную группу: актёров и технический персонал. На новой студии работали также и те выходцы из России, которые у себя на родине до этого непосредственно кинематографом не занимались (электрики, механики, плотники, костюмеры и т. д.)[5]:

У людей не было работы, и их соотечественники из „Альбатроса“ братски помогали им, старались пристроить на работу в студии. И порой царский генерал становился портным, священник — поваром, казацкий атаман — фонарщиком, а университетский профессор физики — электриком…

На съёмках фильмов массово использовались статисты (фигуранты) из России. На киностудии работали такие известные русские режиссёры, как Я. А. Протазанов, А. А. Волков, Виктор Туржанский, В. Ф. Стрижевский и др[4]. В середине 1922 года Ермольев переехал в Германию. За два года пребывания Ермольева в Париже на его студии ставятся одиннадцать фильмов.