Аляскинская трасса


Аляскинская трасса (также шоссе Аляска — Канада; англ. Alaska Highway) - построена во время Второй мировой войны, связывает Досон-Крик в канадской провинции Британская Колумбия и Делта-Джанкшен на Аляске. Строительство было завершено в 1943 году[1]. Длина трассы составляла 2237 км. Неофициально Аляскинская трасса считается частью Панамериканского шоссе, которое проходит через Северную и Южную Америку и заканчивается на юге Аргентины. Длина трассы с тех пор изменялась из-за неоднократных изменений маршрута на её канадской части. На северной и южной оконечностях трассы установлены памятные знаки.

Первоначально существовало мнение о ненужности трассы, поскольку она связывала малонаселённые территории и проходила по малолюдным местам. Но развёртывание военных действий на Тихоокеанском театре после вступления Соединённых Штатов Америки во Вторую мировую войну привело к одобрению в феврале 1942 года конгрессом и президентом Ф. Д. Рузвельтом проекта строительства трассы. Трудный маршрут был выбран из-за необходимости поставок Советскому Союзу по ленд-лизу самолётов, перегонявшихся по маршруту Аляска — Чукотка (трасса Алсиб). Трасса строилась американскими военными строителями.

Хотя строительство было закончено в октябре 1942 года, трасса не была пригодна для движения транспорта до 1943 года. Даже позднее имелось много плохо выровненных участков, участков с плохим покрытием и мало ограждений. В течение 1942 года понтонные мосты заменялись на временные бревенчатые, стальные же мосты устанавливались только там, где без них было бы не обойтись. Большие трудности были также связаны с плавлением слоя вечной мерзлоты под дорогой. Было преодолено пять горных перевалов, построено 133 моста длиной более 6 метров[2].

Первоначальный вариант трассы длиной 2700 км от Досон Крик до Делта Джанкшен был закончен в 1942 году. Трасса шла сначала на северо-запад, затем на север от Досон Крик к Форт Нельсон. В октябре 1957 года обрушился подвесной мост через реку Мирная южнее Форт Сент Джон. Новый мост был построен через несколько лет. От Форт Нельсон дорога поворачивала на запад и пересекала Скалистые горы, после чего поворачивала на запад у реки Угольной. Трасса пересекала границу Юкона и Британской Колумбии девять раз на участке от 590 мили до 773 мили, в том числе шесть раз от 590 мили до 596 мили. После прохождения южной оконечности озера Клуэйн она поворачивала на север-северо-запад к границе с Аляской, затем на северо-запад к окончанию в Делта-Джанкшен. Послевоенная перестройка трассы удлинила её всего на несколько километров.