Алёшина, Нина Александровна


Нина Алекса́ндровна Алёшина (17 июля 1924, Москва — 17 ноября 2012, там же) — советский и российский архитектор, проектировщица наземных и подземных объектов Московского метрополитена. Заслуженный архитектор РСФСР (31 июля 1985). Сестра художника-плакатиста Бориса Успенского.

Родилась 17 июля 1924 года в Москве. Окончила Московский архитектурный институт в 1950 году. В МАрхИ училась у Б. С. Мезенцева. Начала трудовую деятельность в мастерской А. Н. Душкина, работая над проектом станции «Новослободская». Она готовила чертежи на облицовку путевых стен и цоколей пилонов, на оформление проёмов и витражей металлом, а её муж — художник Николай Иванович Алёшин помогал П. Д. Корину делать картоны для витражей[1].

Своё архитектурное кредо она сформулировала следующим образом: «делать нужно так, как будто чего-то немного не хватает»[2]. Автор проектов 19 станций метро, девять из них выполнены вместе с Н. К. Самойловой. За проект открытой в 1975 году станции «Кузнецкий Мост» Алёшина и Самойлова удостоены Премии Совета Министров СССР 1977 года[3]. В то же время проектное решение реконструкции станции «Дзержинская» для создания центрального зала и пересадки на «Кузнецкий Мост» (совместно с А. Ф. Стрелковым) подверглось критике в связи с утратой первоначального облика авторства Н. А. Ладовского.

Когда строились «Дзержинская» и «Чистые пруды», средний зал по геологическим условиям раскрыть не смогли. И архитектор Николай Ладовский пошёл по одной из линий с определённым шагом, делая все из монолитного бетона, и шаг не совпадал с модулем тюбингов. Когда раскрывали центральный зал, нас умоляли сделать как можно меньше проходов, потому что разбивать монолитный бетон полтора метра толщиной — это колоссальный труд. Из-за этого пошёл совершенно другой ритм. Я оставила один участок со старым оформлением — в память о Ладовском. Когда я сейчас думаю об этом, могла бы на его ритме сделать меньше проходов, но это было бы сложнее. Конечно, пилоны на «Лубянке» немасштабно торчат, им там тесно…[4]

Излюбленным её приёмом при оформлении станций метро с начала 1970-х стало активное использование металла. На станции «Октябрьское поле» (1972) впервые в метрополитене она использовала анодированный алюминий для облицовки колонн. На открытой три года спустя «Щукинской» анодированным под бронзу алюминием облицованы уже путевые стены. На станции Рижского радиуса «Медведково» (1978) металлические пирамидки, штампованные из анодированного под цвет светлой бронзы алюминия, символизируют ледяные глыбы.