Ладовский, Николай Александрович


Никола́й Алекса́ндрович Ладо́вский (15 января 1881, Москва — 18 октября 1941, там же) — советский архитектор, творческий лидер рационализма, педагог. Член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1934).

О жизни, учёбе и творчестве Ладовского имеются довольно скудные сведения, так как его личный архив утрачен[4].

В 1914 году поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Получил диплом об окончании училища в 36-летнем возрасте. Со слов самого Николая Александровича, до поступления в МУЖВЗ он уже имел 16-летнюю архитектурно-строительную практику, был лауреатом нескольких архитектурных конкурсов, заведовал технической стороной построек в Петербурге, а также имел опыт работы строителем и литейщиком[4]. С 1918 года работал в архитектурной мастерской Моссовета, возглавляемой «старшим зодчим» И. В. Жолтовским и «главным мастером» А. В. Щусевым[5]. К 1919 году Ладовский, не удовлетворённый направленностью работы мастерской, возглавил творческую оппозицию против Жолтовского[6]. В мае 1919 года вошёл в созданную при отделе ИЗО Наркомпроса Комиссию по разработке вопросов скульптурно-архитектурного синтеза (Синскульптарх, с ноября того же года — Живскульптарх)[7]. В Комиссии участвовал в дискуссиях на темы развития архитектуры и искусства, общих проблем формообразования, пространственных аспектов архитектуры, создавал многочисленные проекты, в которых экспериментировал с динамической композицией[8]. В 1920 году состоялась выставка работ членов Живскульптарха, которая стала первой публичной демонстрацией новаторских направлений архитектуры; наибольшее впечатление на участников и посетителй выставки произвели проекты Ладовского. С этого времени Ладовского, до этого практически не известного в архитектурных кругах, стали воспринимать как лидера нового направления архитектуры — своеобразного антипода другому направлению (неоклассическому), возглавляемому Жолтовским[9].

С 1920 г. — преподаватель ВХУТЕИН / ВХУТЕМАС, а далее, после расформирования — МАРХИ. Создатель АСНОВА (1923) и Объединения архитекторов-урбанистов (АРУ) (1928). В основе творчества лежит принцип изобретения новых, свободных от стилистики предыдущих эпох форм. Разработал планировочную схему «развивающегося города» (1929), рассчитанную на его эволюционный рост и последовательную реконструкцию, так называемую «параболу Ладовского».

1. Создание учениками индивидуальных произведений (не стилизованных под Ладовского), спровоцированными его формообразующими идеями, причем уровень проектов в школе Ладовского меньше зависел от таланта ученика, чем в других творческих школах (что свидетельствует о максимальном обострении и стимулировании творческой потенции ученика).