Рационализм (архитектура)


Рационали́зм (от лат. rationalis — разумный, умозрительный)[1] — «способ мышления, в котором доминируют логическое начало и умозрительные конструкции»[2]. Рационализм в архитектуре, согласно академическому определению, представляет собой «совокупность архитектурных направлений 1-й половины ХХ века, стремившихся к соответствию архитектуры современным представлениям об обществе и искусстве и современным достижениям науки и техники. Рационализм составляет основное идейное ядро современной архитектуры, являвшейся широким движением международного значения»[3].

Основой рационализма в архитектуре является идеология архитектурного реализма, формировавшаяся во второй половине XIX века. Она позволила отказаться от подражания историческим формам и стилям прошлого и ускорила формирование рациональных взглядов на конструктивные и стилевые инновации строительства.

Согласно теориям «архитектурного реализма» Ганса Вильгельма Ауэра и Августа Шмарзова, базирующихся на эстетике и теории происхождения разных видов искусства, разработанных Готфридом Земпером, реализм в архитектурном мышлении определяется «способом воспроизведения реального объекта». При этом ведущей является оригинальная «пространственная концепция» как конкретный способ познания и отражения свойств пространства и времени. В дальнейшем эта теория привела к идеям архитектурного модернизма. Поэтому то, что ныне считается архитектурной теорией «высокого модернизма», было создано следующим поколением (в основном родившимся в последней четверти XIX века), хотя «многие из её концептуальных основ были уловлены архитектурными реалистами 1880-х годов»[4].

Задолго до возникновения конструктивизма в архитектуре принципы рационального проектирования разрабатывали французские архитекторы школы мегаломанов середины и второй половины XVIII века: Э.-Л. Булле, Ж. Гондуэн, К.-Н. Леду. Крупным теоретиком рационализма был французский архитектор и педагог Ж.-Н.-Л. Дюран.

В сфере архитектуры все будущие рационалисты прошли через неоклассику высокого художественного уровня (школа И. В. Жолтовского). Многие рационалисты были неплохими художниками и графиками, причём самых разных направлений — от стилистики «Мира искусства» до кубизма.

В 1920-е годы, в условиях бурной полемики между консервативными неоклассиками и новаторами, рационалисты заняли свою нишу гораздо раньше конструктивистов и были не столь радикальны, как последние.