Ауэр, Ганс Вильгельм


Ганс Вильге́льм А́уэр (нем. Hans Wilhelm Auer; 16 апреля1847, Веденсвиль — 30 августа 1906}}, Констанц) — швейцарско-австрийский архитектор периода историзма, теоретик архитектуры и педагог[4].

Ганс Ауэр родился в семье коммерсанта; его родителями были торговец Иоганнес Ауэр из Зеннвальда и Эмма Элиза Ауэр (урожденная Хенкинг), дочь фабриканта шёлка и химикатов Генриха Хенкинга из Гейдельберга. Ганс Вильгельм был старшим сыном и провёл детство в Цюрихе. Учился в Цюрихском политехническом институте. Среди его лекторов были Вильгельм Любке и Готфрид Кинкель, но наибольшее влияние оказал Готфрид Земпер.

После окончания учебы Ауэр несколько месяцев проработал в городском строительном управлении Шаффхаузена. В октябре 1869 года он переехал в Вену и поступил в Академию изобразительных искусств. Он решил пройти дальнейшее обучение у архитектора Теофила фон Хансена. При этом он сознательно отказался от обучения у Фридриха фон Шмидта, чей неоготический архитектурный стиль студенты Земпера считали устаревшим.

Вскоре после того, как Ауэр возобновил учебу, Хансен получил заказ от императора Франца Иосифа I на проектирование нескольких зданий, в том числе здания Венского парламента. Ауэр присоединился к студии Хансена в качестве сотрудника весной 1870 года, всего через один учебный семестр. Кроме того, он написал несколько статей от имени историка искусства Карла фон Лютцова о представительных зданиях, строящихся на венской Рингштрассе, в том числе построенных другими архитекторами. В 1874 году Хансен поручил Ауэру руководство строительством здания парламента, а также назначил его помощником преподавателя. Он выполнял эти задачи в течение следующих девяти лет. В 1877 году Ауэр получил Золотой крест за заслуги с короной, а в 1884 году — орден Франца-Иосифа.

Поскольку при назначении преемника Теофила фон Хансена на должность профессора архитектуры предпочтение отдавалось более опытному Карлу фон Хазенауэру, Ауэру приходилось принимать участие в большем количестве архитектурных конкурсов, тем более что у него ещё не было собственной постройки, которую можно было бы предъявить. Вначале его проекты не получали одобрения, как например проект Музейного острова в Берлине. В 1885 году Ауэр занял второе место после Альфреда Фридриха Блюнчли в конкурсе на расширение Федерального дворца в Берне, места заседания руководящих органов страны — Федерального собрания и Федерального совета. Ауэр предложил симметричный комплекс зданий, ориентированный на композицию Капитолия в Вашингтоне. Жюри раскритиковало симметрию как функционально непонятную и, особенно, «ненужный купол». Однако в 1887 году парламент проигнорировал это решение и заключил с Ауэром контракт на строительство[5].