Живскульптарх


Живскульпта́рх (первоначально — Синскульпта́рх) — комиссия живописно-скульптурно-архитектурного синтеза, работавшая в 1919—1920 годах при отделе изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения РСФСР. Живскульптарх стал первым новаторским творческим объединением архитекторов, которое начало вести активный поиск авангардистского стилистического языка советской архитектуры[1][2][3].

Комиссия по разработке вопросов скульптурно-архитектурного синтеза (Синскульптарх) была создана при скульптурном подотделе отдела изобразительных искусств (ИЗО) Народного комиссариата просвещения РСФСР в начале мая 1919 года. В её состав первоначально вошли скульптор Б. Д. Королёв (председатель комиссии) и шесть архитекторов — С. В. Домбровский, Н. И. Исцеленов, Н. А. Ладовский, Я. И. Райх, А. М. Рухлядев и В. И. Фидман[1]. В июне того же года в состав включили восьмого члена — архитектора В. Ф. Кринского[4]. Позднее в работе комиссии эпизодически участвовали скульпторы В. И. Мухина и Б. Н. Терновец[5]. Фактически Синскульптарх был создан в противовес архитектурно-художественному отделу Наркомпроса, возглавляемому академиком И. В. Жолтовским — убеждённым сторонником неоклассицизма, активно насаждавшим собственное видение направлений развития архитектуры[1].

На первом этапе Синскульптарх сосредоточился на поиске нового стилистического языка архитектуры, взяв за основу формальные и эстетические достижения левого искусства, прежде всего скульптуры. На заседаниях комиссии, проводившихся регулярно два раза в неделю, её члены обсуждали теоретические вопросы архитектурно-скульптурного синтеза и выполняли экспериментальные проекты. Главной практической задачей стала разработка задания и эскизирование нового типа общественного здания, предназначенного для массовых действ — «Храма общения народа». Направления творческих исканий архитекторов во многом задавал председатель комиссии Борис Королёв — яркий представитель кубизма и импрессионизма, начавший активно работать «на стыке» скульптуры, архитектуры и дизайна ещё в предреволюционные годы[6]. В работах, выполненных членами Синскульптарха в 1919 году, заметно влияние скульптурного кубизма, их отличает использование архитектурного наследия прошлого, которое сочетается с активным внедрением в проекты природных форм (скал, растений и др.) и различных геометрических объёмов[1].