Кринский, Владимир Фёдорович


Влади́мир Фёдорович Кри́нский (1890—1971) — русский и советский архитектор, теоретик архитектуры, художник, педагог, идеолог рационализма, разработчик концепции архитектурной пропедевтики.

Родился 18 декабря 1890 года в Рязани. После окончания гимназии учился в Санкт-Петербурге художественной школе Общества поощрения художников. Учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1910—1917). В 1919 году работал под руководством И. В. Жолтовского в Архитектурной мастерской Строительного отдела Моссовета — первой государственной архитектурной артели советского времени[1]. Помимо Кринского в мастерской работали А. В. Щусев, К. С. Мельников, Л. А. Веснин, братья Пантелеймон и Илья Голосовы, Н. А. Ладовский, В. Д. Кокорин, А. М. Рухлядев и другие архитекторы. В 1919—1920 годах состоял членом Живскульптарха — первого новаторского объединения архитекторов в Советской России. Вместе с Н. А. Ладовским учредил в 1923 году Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА), проповедовшее идеи архитектурного рационализма. С 1920 года преподавал в ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе, где вместе с Н. А. Ладовским и Н. В. Докучаевым возглавлял Объединённые левые мастерские (Обмас). В 1920—1923 годах создал экспериментально-методические проекты «Цвет и форма», «Цвет и пространственная композиция», «Цвет и графическая композиция», оказавшие значительное влияние на популярные в те годы типы домов-коммун, небоскрёбов, общественных зданий. Одним из таких экспериментальных проектов был Небоскреб ВСНХ, ставший впоследствии визитной карточкой ВХУТЕМАСа[2]. Его графические композиции сравнивали с работами Фернана Леже[2]. С 1930 года — преподаватель МАРХИ, где на протяжении нескольких десятилетий возглавлял кафедру Основ архитектурного проектирования.