Амброс, Август Вильгельм


Август Вильгельм Амброс (нем. August Wilhelm Ambros; 1816—1876) — австрийский музыкальный историк и критик, композитор, пианист и педагог XIX века.

Август Вильгельм Амброс родился 17 ноября 1816 года в Мауте, в Богемии[1]. Его отец был дворянского происхождения , а мать была сестрой Рафаэля Георга Кизеветтера  (1773–1850), музыковед и историк [3].

В столице Чехии городе Праге Амброс поступил в местный университет, где изучал правоведение и в 1839 году поступил работать чиновником на государственную службу. Однако настоящим призванием Августа Вильгельма Амброса была музыка, и несмотря на то, что он имел все предпосылки сделать карьеру на этом поприще, он всё больше времени и сил отдавал искусству.

В 1847 году он выступил увертюрой «Женевьева» на сюжет саги, которая при первом исполнении имела большой успех. Далее следовала музыка к «Отелло» (увертюра и антракт) Вильяма Шекспира, увертюра к пьесе немецкого драматурга Генрих фон Клейста «Kätchen von Heilbronn», симфония, две большие пьесы, трио, песни, «Stabat Mater», две сонаты, много мелких пьес для фортепьяно и др.

Большинство этих сочинений, музыка которых по характеру подходит к произведениям Феликса Мендельсона и Нильса Вильгельма Гаде, вскоре были изданы. В 1848 году Август Вильгельм Амброс был назначен прокурором по делам печати при Пражском земском суде и вскоре после этого — членом дирекции Пражской консерватории.

Около 1870 года получил учёное звание профессора музыки и истории искусств в университете Праги, а в 1872 году получил приглашение в город Вену, где одновременно занимал место в министерстве юстиции и преподавал кронпринцу Рудольфу историю музыки. Благодаря его работе в Вене ему дали отпуск на полгода, чтобы он мог путешествовать по миру, собирая информацию для включения в свою работу «История музыки» [4].