Аменти


По мнению древних египтян, душа после смерти спускалась на запад с нисходящим солнцем в подземный, загробный мир, имя которого Аменти выражало мир закатившегося солнца.

Изображения того мира встречаются в большом количестве на стенах захоронений и в рукописных свитках папируса, называемых «Книгой мёртвых», встречаемых вместе с мумиями. Длина таких свитков зависела от достоинства умершего и доходила у некоторых фараонов до 9 метров.

Аменти описана в древнеегипетской «Книге мёртвых» и изображена на виньетках. У врат мира Аменти сидел страж, поглощавший души, с открытой пастью — символом земли, поглощавшей мертвецов. В преддверии Аменти, в зале «двойной справедливости» (награждающей и наказующей) души представали на суд Осириса.

Перед ликом Осириса на «великих весах» Анубис взвешивает сердце покойного. Согласно верованиям, на одну чашу весов помещалось сердце покойного, на другую — перо богини истины Маат, чтобы проверить, насколько праведно жил покойный[1]. Тот в свою очередь произносил «Исповедь отрицания»[2][3], обращаясь к 42 богам, перечисленным в папирусе Небсени (Британский музей № 9900)[2][4]. Если великая Эннеада выносила обвинительный приговор, то чудовище Аммат пожирало сердце покойного[5], что лишало грешника возможности продолжить жизнь на полях Иалу.

Согласно верованиям египтян, царство Аменти было эзотерически разделено на 14 зон. Каждая из этих частей царства Аменти соответствовала в наибольшей степени человеку, в зависимости от того, как он показал себя, находясь в царстве живых. Аменти служило для попавшего в него человека своеобразным чистилищем, и если туда попадала душа древнеегипетского праведника, то вскоре она отправлялась в царство богов, всем же остальным была уготована участь провести в Аменти столько, сколько хватит для очищения совести[источник не указан 1790 дней].

Духами Аменти назывались четыре мифических существа, под чьё особое покровительство древние египтяне отдавали четыре стороны света и в то же время различные части внутренностей человека. Эти внутренности при бальзамировании заключались в канопы, олицетворявшие сыновей Гора: Хапи, Амсет, Квебехсенуф и Дуамутеф[источник не указан 1790 дней].