Амкодор


ОАО «Амкодор» (белор. ААТ «Амкадор») — белорусская машиностроительная компания. Приоритетное направление деятельности — производство и реализация специальных машин для дорожно-строительной, логистической, торфодобывающей, коммунальной, лесной, сельскохозяйственной отраслей[2].

Основной владелец компании — Александр Шакутин, он же возглавляет совет директоров[3]. По состоянию на апрель 2022 года в структуру холдинга «Амкодор» входят 26 предприятий, в том числе 17 заводов[4], на которых работают около 7 тыс. человек.

«Амкодор» основан 1 февраля 1927 года как трудовой коллектив по изготовлению детских игрушек и назывался фабрика «Возрождение», которая располагалась в то время на восточной окраине Минска, а ныне на улице Гикало. К декабрю 1929 года здесь производили кровати, санки, детские коляски и велосипеды, бидоны и чайники, игрушки и мебель из лозы, скульптурные бюсты и барельефы, а также изделия из папье-маше. В мае 1930 года фабрика вошла в состав Белметаллобъединения ВСНХ БССР и стала осваивать выпуск совершенно новой продукции — десятичных весов. В сентябре 1930 года по инициативе рабочего коллектива фабрика «Возрождение» была переименована в завод «Ударник».

В 1951 году завод был передан Министерству строительного и дорожного машиностроения СССР. Изменился профиль предприятия — в 1952 году началось производство различной дорожно-строительной техники. Это были землеройные машины КМ-800, канавокопатели, шнекороторные снегоочистители Д-450 на шасси грузовика МАЗ-502, Д-262М на шасси ЗИС-151, Д-902 на шасси Урал-375Е, а позднее ДЭ-226 на шасси Урал-4320. Тепловые машины ТМ-59, ТМ-59М, ТМ-59МГ для очистки взлетно-посадочных полос аэродромов. Снегоуборочные и многоковшовые самоходные погрузчики Д-460, Д-565, Д-566 и Д-566А. За это время завод создал значительное количество специальных машин. В 1970-е годы была построена новая площадка опытно-экспериментального завода «Дормаш» в районе улице Харьковской. В 1972 год был отмечен освоением производства специальной аэродромно-уборочной машины ДЭ-7, а позже ДЭ-224, а также фронтальных ковшевых колесных погрузчиков ТО-18, ТО-25 на базе колесного трактора Т-150К и П4-85 на базе трактора К-701. В 1983 году завод вошёл в состав Минского научно-производственного объединения «Дормаш» Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР.