Андреани, Андреа


Андреа Андреани (итал. Andrea Andreani; 1541, Мантуя — 1623, Мантуя) — итальянский гравёр на меди и на дереве в технике кьяроскуро.

Андреа Андреани родился в 1540 году в Мантуанском герцогстве. По всей вероятности, он получил образование в столице Италии городе Риме. С 1584 по 1586 год работал во Флоренции, в 1586 году — в Сиене, откуда вернулся в Мантую, вероятно около 1602 года. Сотрудничал с рисовальщиком, живописцем и гравёром Бернардо Мальпицци (1553—1623), с которым его иногда неверно отождествляют[1].

В отношении использования светотени в цветных гравюрах на дереве он был последователем нового направления, называемого кьяроскуро, которое дал этому искусству Уго да Карпи. За изящество рисунка художник получил прозвище «маленький Альбрехт Дюрер». Однако в его произведениях больше «сухости», жёсткости контуров, чем в работах Уго да Карпи[2].

Андреани в своих ксилографиях сумел соединить две манеры: чёткий чёрный «рисующий контур» (первая доска), заимствованный им у немецких художников Северного Возрождения, и широкие пятна цвета (вторая доска в «итальянской манере»). Цвет в работах Андреани обычно сдержан: зеленоватые, охристые и коричневые тона. Ряд гравюр Андреани сделан не с картин, а по скульптурам и мозаикам итальянских художников. Некоторые листы достигают огромного размера, с фигурами почти в натуральную величину: «Они вырезаны явно с целью заменить картины маслом»[3].

В 1598—1599 годах Андреани по рисункам Бернардо Мальпицци с оригиналов выдающегося падуанского художника Андреа Мантеньи создал свою версию серии (девять листов) «Триумф Цезаря» (цветная кьяроскуро в четыре доски: чёрная контурная и три тоновых типа гризайль; некоторые листы раскрашены от руки), часть оттисков хранятся в собрании Метрополитен Музея в Нью-Йорке[4], и рисунки Б. Мальпицци, также награвированные Андреани[5][6]. Андреани также занимался реставрацией старых гравировальных досок и «перегравировками». Он брал доски других художников, переделывал их в своей манере, срезая авторскую подпись, ставил свою монограмму «АА» и печатал оттиски на продажу. Большинство из таких работ сделано между 1602 и 1610 годами. Некоторые представляют собой перегравированные доски самого Уго да Карпи, что значительно затрудняет атрибуцию таких произведений[7].