Андреев, Василий Васильевич (музыкант)


Василий Васильевич Андреев (3 (15) января 1861, Бежецк, Тверская губерния — 26 декабря 1918, Петроград) — русский музыкант, организатор и руководитель первого в истории оркестра русских народных инструментов (1888), композитор, балалаечник-виртуоз[2].

В 1883 году занялся усовершенствованием народных музыкальных инструментов и образовал в Санкт-Петербурге из любителей игры на них оркестр из струнных (домры четырёх различных размеров, балалайки шести размеров, гусли), духовых (брёлка или жалейка — род свирели, пастушеского рожка), ударных (накры — род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей, бубен).

После концертов этого оркестра, имеющего своеобразный колорит, в 1888 году в русском обществе развилось широкое увлечение назваными инструментами (особенно балалайкой) благодаря сравнительной лёгкости игры на них. Явился на них широкий спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов, поддержанное введением обучения игры на них в войсках. Стали издаваться школы и ноты (преимущественно аранжировки народных песен, оригинальные композиции, вальсы и другие сочинения).

Виртуозно владея техникой игры на балалайке, Андреев выступал и в качестве композитора для своего инструмента и для великорусского оркестра. Время от времени он совершал со своим оркестром концертные путешествия по России и Европе (где имел огромный успех), а также заведовал постановкой обучения игре на русских народных инструментах в войсках гвардии.

Умер по одним сведениям в ночь 24/25 декабря 1918 года, по другим - в ночь 25/26 в петроградской больнице, заболев во время гастролей на Северном, а затем Восточном фронтах (по одним сведениям, от "испанки", по другим - туберкулёза)[4]. 28 декабря был погребён на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. В 1936 году был перезахоронен в некрополе мастеров искусств на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. Могила находится на Композиторской дорожке. В 1950 году на могиле установлен постамент с урной.

Музыкальная деятельность Андреева подвергалась критике в первые десятилетия существования Великорусского оркестра. Музыковед Н. Ф. Финдейзен так отзывался о нём в Русской музыкальной газете 1898 года[14]: