Деньер, Андрей Иванович


Андре́й (Ге́нрих) Ива́нович Денье́р (Генрих Иоганн Денир)[4], Дениэр[5][6] (нем. Heinrich Johann Denier; 1820, Могилёв — 1892, Санкт-Петербург) — русский фотограф швейцарского происхождения, работавший в Санкт-Петербурге, один из основоположников русской школы художественной фотографии, живописец; портретист, изобретатель особого метода съёмки, известного под его именем — так называемого «эффекта Деньера».

Родился в Могилёве; сын швейцарского переселенца. Почти до конца жизни формально числился швейцарским гражданином; русское подданство принял только в 1890 году.

Начальное образование получил в могилевской мужской гимназии. В апреле 1842 года Деньер переехал в Санкт-Петербург и стал вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств по классу исторической живописи под руководством Карла Брюллова[5][7]. В эти же годы начинает увлекаться только появившейся фотографией.

В 1849 году окончил курс Академии художеств; летом 1851 года получил звание неклассного художника исторической и портретной живописи[8]. В 1851 году он открыл «Дагеротипное заведение художника Деньера» в Пассаже (хотя снимал уже в основном на стеклянные пластинки), в 1854 году перевёл мастерскую в дом Глазунова на Невском проспекте у Казанского моста. Деньер рекламировал своё ателье как «ателье художника», пытаясь выделиться среди петербургских конкурентов-фотографов. Экспериментирует с раскрашиванием акварелью своих фоторабот. Одним из первых в стране в середине 1850-х годов он освоил новейший мокроколлодионный фотопроцесс. С октября 1863 года Генрих Деньер переехал в фотоателье в доме графини Строгановой на Невском проспекте (дом 19), где Деньер проработал до конца жизни.

В 1860 году Деньер удостаивается звания «Фотограф Их Императорских Величеств» с правом поместить на вывеске Государственный герб. Становится членом V отдела Императорского Русского технического общества[9]. Участвовал в российских и международных фотографических выставках, получал призы и приглашался в качестве эксперта. В 1865 году на фотографической выставке в Берлине участвовало около шестидесяти работ Андрея Ивановича. Вскоре Деньер становится членом Французского фотографического общества.

Изобрёл способ получения мягкости контуров при печати. Для этого делал два негатива на пластинках разной толщины, а затем печатал с обеих. В мастерской Деньера ретушёрами работали будущие художники и фотографы, в том числе Михаил Тулинов и Иван Крамской[10].


Паспарту Деньера