Андрей Рублёв (фильм)


«Андрей Рублёв» (первоначальное название — «Страсти по Андрею») — историческая философская кинодрама Андрея Тарковского, снятая в 1966 году на киностудии «Мосфильм». В Советском Союзе фильм подвергся жёсткой критике и цензуре за мрачность, излишний натурализм, «антиисторичность» и «антипатриотичность», а также за жестокое обращение с животными[3]. Впоследствии был признан одной из главных работ режиссёра. Входит во многие списки и рейтинги лучших фильмов в истории мирового кино[4][5][6][7].

В центре сюжета — жизнь иконописца Андрея Рублёва. Он состоит из вступления и восьми новелл и по времени охватывает первую четверть XV века. Действие последовательно развивается на фоне междоусобного соперничества за власть сыновей Дмитрия Донского — великого князя Василия Дмитриевича и «малого князя» Юрия Дмитриевича, а также на фоне борьбы православного христианства с остатками язычества.

Заканчивается XIV век. Северо-Восточная Русь. Небольшая группа народных умельцев, несмотря на протесты односельчан, готовится к полёту Ефима на самодельном воздушном шаре. Шар взлетает с колокольни, но воздух из него выходит, и Ефим разбивается.

Подчинённое Великому княжеству Московскому Дмитровское княжество. Троица православных христианских монахов — Даниил, Кирилл и Андрей Рублёв — покидает Троице-Сергиевую лавру и направляется в Москву. Начинается ливень, и монахи, чтобы переждать непогоду, останавливаются под крышей большого хлева, где даёт представление бродячий языческий артист — скоморох. В своих частушках он высмеивает бояр, а затем насмехается над входящими монахами. Во время отдыха скомороха его задерживают и увозят подъехавшие княжеские дружинники. Монахи после дождя продолжают свой путь.

В Москве Кирилл знакомится с иконописцем мирянином Феофаном Греком — богобоязненным в своих взглядах, но разочарованным в людях. Феофан зовёт Кирилла в помощники для росписи дворового великокняжеского Благовещенского собора, тот принимает предложение, но просит, чтобы Феофан лично позвал его расписывать собор в присутствии Андрея Рублёва. Через некоторое время к монахам в Андроников монастырь прибывает посыльный от Феофана, но вместо ожидающего приглашения Кирилла неожиданно предлагает работу Андрею. Кирилл в порыве зависти и злости уходит из монастыря, поругавшись с настоятелем и обвинив в лицемерии других монахов.

Прогуливаясь в московском лесу со своим учеником Фомой, Андрей Рублёв встречает Феофана Грека и вступает с ним в спор о человечестве и тяготах жизни. При этом Андрей мысленно воспроизводит перед своим внутренним взором, в своём времени и окружающей обстановке, события Страстей Христовых и Распятия Христа.