Анерио, Феличе


Феличе Анерио (итал. Felice Anerio; 1560 год, Рим, Папская область — 1630[1] Рим, Папская область) — итальянский композитор, капельмейстер, представитель римской школы, священник[2][3].

Феличе Анерио родился в Риме (по другой версии в Нарни) в 1560 году. Отец будущего композитора, музыкант Маурицио Анерио, служил в Риме в капелле замка Святого Ангела, а с 1575 по 1582 год тромбонистом в капелле церкви святого Людовика Французского. Начальное музыкальное образование, вместе с братьями Бернардино и Джованни Франческо[итал.], Феличе Анерио получил у отца.

С 1568 по 1574 год он пел в хоре собора Санта-Мария-Маджоре. В 1573 году продолжил музыкальное образование у Джованни Марии Нанино. 1 мая 1575 года был принят в хор Юлианской капеллы[итал.] в соборе Святого Петра, где капельмейстером в то время служил Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Исполнял сначала партии сопрано, потом контральто. В марте 1579 года Феличио Анерио покинул хор, а 24 декабря того же года был принят в капеллу церкви святого Людовика Французского в Риме, откуда также ушёл 16 мая 1580 года.

С 1580 года он посвятил себя сочинению музыки, особенно мадригалов и хоралов. В светских музыкальных произведениях Феличе Анерио того времени заметно влияние творчества его старшего современника, композитора Луки Маренцио[4].

В 1581—1582 году он жил в Риме в доме отца, вместе с братьями. До 1585 года служил капельмейстером в капелле при Английском колледже[итал.] иезуитов. В 1589 году был принят на место хормейстера в музыкальное общество «Виртуозы Рима», позднее преобразованное в Академию святой Цецилии. Общество, основанное в 1584 году, состояло из 19 членов.

3 апреля 1594 года, по протекции кардинала Пьетро Альдобрандини, Феличе Анерио возглавил папскую капеллу, сменив на этом посту своего учителя Палестрину. Это место он занимал до самой смерти. В 1607 году или вскоре после этого принял сан священника, что было обычной практикой для композиторов в Папской области. Вместе с Франческо Сориано[итал.], другим композитором, представителем римской школы, реформировал Респонсорий в духе Контрреформации[2].