Адмиралтейский якорь


Адмиралтéйский я́корь (англ. common anchor, anchor of the Admiralty, admiralty pattern anchor) — классический тип якоря.

Якорь состоит из веретена, заканчивающегося внизу утолщённой частью — трендом. Нижнюю грань тренда называют пяткой. От тренда отходят 2 неподвижных рога (иначе, лапы), заканчивающихся треугольными лапами с остриями — носками. На утолщение в верхней части веретена насажен анкершток, перпендикулярный плоскости лап. Выше штока веретено соединено со скобой якоря посредством болта, проходящего через отверстие в веретене. По своей конструкции адмиралтейский якорь относят к группе якорей с неподвижными лапами и штоком.
Шток якоря может быть деревянным, закреплённым постоянно, или металлическим. Деревянный шток используют на больших якорях. Он постоянно закреплён на якоре, менее долговечен, чем сам якорь, и требует бережного обращения. Металлический шток позволяет складывать якорь. В рабочем положении такой шток фиксируют чекой, а в походном — сдвигают и укладывают вдоль веретена, для чего один из концов штока, остающийся в веретене, выполняют изогнутым. Чтобы металлический шток ни при каких условиях не выпал, на концах его сделаны утолщения — роульсы.

При отдаче адмиралтейского якоря он приходит в соприкосновение с грунтом сначала лапой или пяткой. Когда вытравится на грунт некоторая часть якорной цепи, якорь ложится обыкновенно плашмя на обе лапы, а шток упирается одним концом в грунт. После того, как слабина якорной цепи будет выбрана и лежащая на грунте часть цепи натянется, она потянет за собой скобу якоря книзу; якорь перекантуется на штоке, шток примет горизонтальное положение, а лапы станут вертикально. Шток при этом действует как рычаг. Вследствие продолжающегося натяжения якорной цепи нижняя лапа, как плуг начнёт входить в грунт, пока веретено не ляжет на дно всей своей длиной, при этом нижняя лапа войдёт в грунт целиком.

Классическая конструкция такого якоря уходит корнями в древность. Двурогий якорь со штоком, стоящим поперёк, известен у древних народов, в частности, древних греков и римлян. Такой якорь мог быть изготавлен из крепкого дерева, целиком или с металлическими частями для большей прочности. Шток в таком случае делали тяжёлым, из камня или металлов вплоть до свинца. Очень тяжёлый шток был необходим для надёжной работы деревянного якоря при использовании обыкновенных тогда якорных канатов из растительных волокон, которые в воде не имеют большого веса. Якоря были весьма дороги, особенно большие или металлические, из-за чего их использовали только в случае особой нужды. Как правило, якоря размещали на корме, причём самый большой якорь берегли, и обычно использовали небольшими, бросая их сразу по несколько штук. Роль якорей была, скорее, спасательной; ими удерживались при противных ветрах, чтобы избежать выбрасывания судна на опасный берег. Для простых стоянок вместо ценных якорей мог быть использован трос с привязанным грузом. По этой причине в античности якорь служил символом надежды и спасения.