Арабо-нормандский стиль


Арабо-нормандский (иногда арабо-греко-нормандский) стиль — эклектичный архитектурный стиль, возникший на Сицилии после нормандского завоевания и вобравший в себя многочисленные арабские, романские, византийские, нормандские черты. Также носит названия норманно-сицилийский стиль или сицилийский романтизм. Стиль был вытеснен готикой. История возникновения и временные рамки

В 1061-1091 годах нормандцы под предводительством Роберта Гвискара и его младшего брата Рожера I завоевали Сицилию, находившуюся в течение двух предшествовавших веков под властью арабов. В 1072 году, после взятия Палермо, Роберт Гвискар, ранее получивший от папы титул герцога Сицилии, передал власть над островом Рожеру I с титулом великого графа. Сын и второй преемник Рожера I Рожер II, воспользовавшись ослаблением, а затем и вымиранием потомков Гвискара, сумел добиться полной независимости, а в 1127 году и поглотить континентальные владения нормандцев. В 1130 году Рожер II объединил Сицилию, Апулию и Калабрию в единое Сицилийское королевство. Несмотря на падение нескольких династий и внутренние перипетии, Сицилия вплоть до Сицилийской вечерни 1282 года являлась одним из сильнейших государств Италии и Средиземноморья.

К моменту завершения нормандского завоевания Сицилия являлась неоднородным с этноконфессиональной точки зрения государством. Преимущественную долю населения составляли греки-христиане византийского обряда и арабы-мусульмане. В последующие годы за счёт иммиграции появилась влиятельная прослойка христиан латинского обряда. Для сохранения стабильности королевства, нормандские правители (Рожер I, Аделаида Савонская, Рожер II, Вильгельм I Злой, Вильгельм II Добрый) сознательно придерживались политики религиозной и национальной терпимости, сохраняя и укрепляя сложившиеся традиции, права и привилегии различных общин. В результате такой политики Сицилийское королевство представляло собой редкий для средневековья пример толерантного общества.

Описанный политический строй нашёл своё отражение в многочисленных архитектурных сооружениях XI-XIII века, в которых причудливым образом соединились арабские, византийские, романские и нормандские черты. Сложившийся эклектический стиль, получивший название арабо-нормандского, является уникальным и свойственным исключительно Сицилии.

В последующие века большинство сооружений арабо-нормандского стиля были либо разрушены, либо перестроены, чаще в стиле барокко. В XIX -XX веках на фоне вспыхнувшего интереса к нормандскому наследию реставраторам удалось восстановить ряд сооружений арабо-нормандского стиля в облике, близком к первоначальному. В настоящее время памятники арабо-нормандского стиля, наряду с классическим античным наследием, являются основными туристическими достопримечательностями Сицилии.