«А́хсан ат-такаси́м фи ма́рифат ал-акали́м» (араб. أحسن التقاسيم في معرفة الأقاليم — «Лучшее разделение для познания климатов») — историко-географическое произведение арабского географа и путешественника аль-Мукаддаси, составленное в конце X века (ок. 985 года)[1].
Полное имя автора: Шамс ад-Дин Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад ибн Абу Бакр аль-Банна аш-Шами аль-Макдиси аль-Башшари (араб. شمس الدين أبو عبد الله محمد بن أحمد بن أبي بکر البناء الشامي المقدسي البشاري). Поскольку арабское письмо является консонантным, существует два варианта прочтения нисбы المقدسي, наиболее предпочтительным является вариант аль-Макдиси, а не аль-Мукаддаси (К. Э. Босуорт)[2].
«Ахсан ат-такасим» является единственным источником данных о биографии аль-Мукаддаси. Он родился в период между 331 и 334 годом хиджры (942—945 годы) в Палестине и умер там же не ранее 381 года хиджры (991 год). Аль-Мукаддаси был одним из великих путешественников того времени, он хорошо знал Палестину и Южную Сирию, Аравийский полуостров, Ирак и Персию, но был плохо осведомлён о странах Магриба и Аль-Андалусе (мусульманская Испания), а также о Синде на самом востоке тогдашнего Исламского мира[2].
Во время своих путешествий аль-Мукаддаси зарабатывал на жизнь преподаванием, работал знатоком права (факих) и занимался различной торговлей, а также вёл образ жизни студента, ищущего знания; бродяжничал. Его религиозные воззрения были весьма эклектичными и далёкими от фанатизма. Он хорошо отзывался о каррамитах Нишапура и Хорасана, симпатизировал мутазилитскому учению, интересовался суфизмом. В некоторых моментах, описанных им в своей книге, явно прослеживается его склонность к шиизму[2].
«Ахсан ат-такасим» состоит из 2-х частей. Аль-Мукаддаси даёт общую характеристику Земли, разделив всю поверхность на климатические области[1] (ар. иклим от греч. κλίμα — «наклон»). Семь иклимов относятся к арабам — Аравия, Ирак, Акур, Шам, Миср и Магриб. Остальные семь относятся к аджамам — Машрик, Дайлам, Рихаб (Азербайджан и Армения), Джибаль, Хузестан, Фарс и Керман, Синд[3].
При составлении книги аль-Мукаддаси в первую очередь опирался на свой опыт и записи очевидцев. Также источником послужили сведения от доверенных лиц и материалы, найденные в архивах и библиотеках. По этой причине «Ахсан ат-такасим» является важным источником об исторических событиях тех времён. В труде аль-Мукаддаси содержится информация об образе жизни, одежде, обычаях и суевериях местных общин. Для историков религии особую ценность представляют сведения о верованиях и конфликтах между сектами, которые не упоминаются больше нигде[2].