Бавандиды


Баванди́ды (или же династия Бава́нд, Баве́нд, перс. باوندیان) — иранская династия, известная с начала VII в. как независимая группа правителей Табаристана (современный северный Иран).

Название династии Бавандидов, по-видимому, происходит от имени Бав, сына Кавуса, старшего сына сасанидского шаха Кавада I . Как гласит легенда, Кавус хотя и был наследным царевичем, но будучи обвиненным в симпатии к Маздаку, был лишен права наследования. Он, однако, был восстановлен в должности губернатора Падишхваргар (англ. Padishkhwargar) — северной сатрапии сасанидских владений, состоящей из Азербайджана, Гиляна, Табаристана и Кумиса, в соответствии с Мар'аши. Впоследствии, однако, Кавус был убит Хосровом.

Независимо от своего происхождения, в условиях хаоса, последовавшего за падением Сасанидов перед арабами-мусульманами, потомки Бава управляли разделом между собой полунезависимого владения в районе к югу от Каспийского моря. Вероятно благодаря их происхождению от Сасанидов, они были успешны в получении высшей власти в регионе и установили своё господство над другими местными кланами и династиями, в том числе над Падушанис и кланом Карин-Пахлевидов, одним из семи великих домов Парфии (Каренванды).

Для ранних Баванди характерен зороастризм, а позднее они стали приверженцами ислама, об этом свидетельствует случай с Кареном, сыном Шахрияра, девятым правителем династии. Они, вероятно, поддержали зейдизм — ветвь шиизма, и стали основными сторонниками зейдитов и других шиитских движений. Мы знаем, что Баванди, наряду с другими представителями династий Табаристана и Дайламы, признали господство Алавидов, таких как Аль-Утруш, и оказали им помощь в их борьбе против Халифата. Другим объяснением может быть то, что Баванди использовали влияние Алавидов среди простых людей в целях достижения своих собственных планов в отношении к халифской центральной власти.

История династии Баванди подробно описана в работах Ибн Исфандияра и Мар'аши, которые принадлежат к жанру местных историй, приобретших популярность в Иране после 1000 года нашей эры. Мы знаем, что они были связаны с династией Зияридов, через вступление в брак Маданшаха, отца Зияра, на дочери одного из царей Баванди. Выдающееся положение царей Баванди, по-видимому, сохранялось на протяжении всего сельджукского и монгольского периодов. Один из величайших царей, шах Гази Ростам, как сообщается, одержал победу над исмаилитами, которые занимали все более заметное место в Табаристане и Дайламе, и добились значительного прогресса в консолидации власти в Каспийской провинции.

После монгольского завоевания Баванди продолжали оставаться сильными политическими лидерами местного масштаба в Табаристане и время от времени в Дайламе. Их власть была окончательно разгромлена около 1350 года, когда Афрасиабу из Династии Джалави (самостоятельное ответвление Баванди), удалось убить Фахролдолеха Хасана, последнего из основной линии царей Баванди.