Эрман, Барт


Барт Де́нтон Э́рман (англ. Bart Denton Ehrman; род. 5 октября 1955[1], Лоренс, Канзас, США) — американский библеист, специалист по текcтологии Нового завета, исторической личности Иисуса Христа, истории развития раннего христианства.

Родился 5 октября 1955 года в городе Лоренс, Канзас в семье убеждённых евангельских христиан. Благодаря искреннему желанию посвятить жизнь изучению Библии, он поступил в Библейский институт Муди  (англ.) в 1973 году, где он впервые встретился с древними языками и текстологией. В 1978 году он стал бакалавром Уитонского колледжа  (англ.), после чего обучался у Брюса Мецгера в Принстонской теологической семинарии  (англ.), в которой получил степени доктор философии и магистра богословия (Master of Divinity) — обе magna cum laude (с отличием) — в 1978 и 1985 годах.

Автор и соавтор более 30 книг, переведённых на 27 языков мира. Пять из них — «Misquoting Jesus», «Jesus, Interrupted», «God’s Problem», «Forged», и «How Jesus Became God» — вошли в список бестселлеров New York Times.

Обучение заставило его пересмотреть свою веру в непогрешимость Библии, после чего в течение 15 лет он оставался прогрессивным христианином. Впоследствии Эрман стал „агностиком атеистического толка“ из-за невозможности совместить веру в Бога с наличием зла и страдания в мире[2].

Тем не менее, в своих работах он аргументирует, что Иисус Христос — реально существовавшая историческая личность и проповедник скорого апокалипсиса, полемизируя по данному с представителями мифологической школы (в частности, с Робертом Прайсом[3][4]). Хотя и полагает что часть книг Нового Завета написана не апостолами, а неизвестными авторами, а сам состав канона Нового Завета обусловлен социальной борьбой среди первых христиан[5][6].

В книге «The Orthodox Corruption of Scripture» Эрман доказывает существование тесной взаимосвязи между социальной историей христианства и становлением канона Нового Завета. Он демонстрирует, как борьба между «еретиками» и «ортодоксами» влияла на распространение документов. В этой работе Эрман впервые популяризировал термин «протоортодоксальное христианство  (англ.)».