Мифологическая школа


Мифологическая школа — теория происхождения христианства, направление в историографии христианства, а также в христологии[1] — отрицает реальность Иисуса Христа как исторической личности и рассматривает его исключительно как факт мифологии[2][3]. Большинство библеистов, в том числе атеистических, признают историческое существование Иисуса[4][5][6][К 1].

Сомнения в историчности Иисуса Христа появились в эпоху Просвещения вследствие критического изучения Евангелия. Зарождение теории связывают с именами двух французских философов: Дюпюи (1742—1809) и Вольнеем (1757—1820)[9]. Дюпюи объяснял мифологические и религиозные представления как астрономические аллегории и отрицал историчность Иисуса, считая его мифологическим образом Солнца[10]. Согласно Вольнею, образ Иисуса своими корнями уходит в предшествовавшие восточные культы умирающих и воскресающих богов[11].

В XIX веке немецкий философ и теолог, радикальный представитель Тюбингенской школы Давид Штраус (1808 − 1874) сыграл большую роль в развитии отрицательной библейской критики (и мифологической теории, хотя сам историчность Иисуса не отрицал). В книге «Жизнь Иисуса» (1860) рассматривает Евангелия как результат мифотворчества[12][13]. С точки зрения Штрауса, Иисус как историческая личность имеет мало общего с мифологическим Христом веры[14][15].

Теолог и сторонник мифологической теории Бруно Бауэр (1809—1882) воспринял аргументы Штрауса и дал более радикальную критику Евангелий. В Евангелиях Бауэр не видит доказательств исторической достоверности, по его мнению, христианством были заимствованы эллинские элементы[16].

В XX веке получили известность работы представителей мифологической школы Джона М. Робертсона  (англ.), Вильяма Бенджамина Смита  (англ.), Артура Древса и других.

В XX — начале XXI вв. аргументы в пользу неисторичности Иисуса высказывают такие американские и британские историки и филологи, как Джордж Альберт Уэллс (англ. George Albert Wells)[17], Эрл Доэрти (англ. Earl Doherty)[18], Д. М. Мёрдок (Acharya S), Тимоти Фрик (англ. Timothy Freke) и Питер Гэнди (англ. Peter Gandy)[19], такие теологи, как Роберт Прайс (англ. Robert M. Price)[20] и Томас Томпсон (англ. Thomas L. Thompson)[21], математик и логик Бертран Рассел[22], а также писатели и учёные, представляющие движение «Новый атеизм»: этолог Ричард Докинз, физик Виктор Стенджер и др.