Беккер, Балтазар


Балтазар Беккер (нидерл. Balthasar Bekker; 20 марта 1634[1][2][…], Mitselwier[d][3] — 11 июня 1698[1][3], Амстердам, графство Голландия[3]) — голландский проповедник, автор философских и богословских работ. Противодействуя суевериям, он был ключевой фигурой в конце преследований колдовства в Европе раннего Нового времени. Его самая известная работа — «Заколдованный мир» (1691, 1695), где он подверг критике суеверия, к которым он относил и ведовские процессы.

Беккер родился в городке Метславир (Metslawier, округ Dongeradeel), был сыном немецкого пастора родом из Билефельда. Получил образование в Гронингене, у Якоба Альтинга, и во Франекере. Став ректором местной латинской школы, онв 1657 году, к был назначен пастором в Остерлиттене (Литтенсерадиэль) и одним из первых начал проповедовать в воскресенье после полудня (что было нарушением тогдашних традиций).

После изгнания из Фрисландии с 1679 года он работал в Амстердаме. В 1683 году он побывал в Англии и Франции. В течение 2 месяцев Беккер посетил Лондон, Кембридж, Оксфорд, Париж и Лёвен, проявив большой интерес к фортификационному искусству[4].

Восторженный ученик Декарта, он написал несколько работ по философии и теологии, за которые нажил немало врагов ввиду нарушения тогдашних традиций. [5] В своей книге De Philosophia Cartesiana Беккер утверждал, что богословие и философия являются отдельными имеют свою отдельную территорию и что природу нельзя объяснить с помощью Писания не больше, чем можно вывести теологическую истину из природы[6].

Его самым известным трудом была книга «Заколдованный (или Очарованный) мир» (1691 — голландское издание, 1695 — английское издание), в которой он критически исследовал явления, обычно приписываемые существам духовного мира. Он критиковал веру в колдовство и «одержимость» дьяволом. Более того, он подверг сомнению само существование дьявола[5]. Он применил доктрину приспособления для объяснения библейских отрывков, традиционно цитируемых по этому вопросу. Книга произвела сенсационный эффект и была одним из ключевых произведений эпохи Раннего Просвещения в Европе[7].

Беккер прогрессивно (относительно Иоганна Вейера) считал, что не Дьявол внушил людям мерзкие выдумки о ведьмах, а сами люди обманывают себя: «В Библии говорится о существовании дьявола. Однако ничего другого нам о нём не известно. Один только Бог правит миром. Наделять же Дьявола столь большим могуществом есть глупость и грех перед Господом» (из сочинения «Очарованный мир»).