Беломорско-Онежское пароходство


Беломо́рско-Оне́жское парохо́дство (БОП) — российская судоходная компания, управление находится в Петрозаводске.

Создана постановлением Совета Народных Комиссаров ССР от 01 июля 1940 года в результате выделения из состава Северо-Западного пароходства. Первым начальником Беломорско-Онежского пароходства был назначен А. В. Тимофеев. В задачи БОПа входила транспортировка грузов и пассажирские перевозки в районе Белого моря, Беломорско-Балтийского канала и Онежского озера. В годы оккупации Петрозаводска пароходство находилось в Архангельске (с 1941 по 1942 годы) и Беломорске (с 1942 по 1944 годы).

В 1940 году флот БОПа состоял из 70 буксиров, 265 единиц несамоходного флота, грузопассажирских пароходов и паротеплоходов — «Роза Люксембург» (старейший, построен в 1897 г., бывший «Святой Николай»), «Карл Маркс» (1909 года постройки), «Петрозаводск» (1899 года постройки), «Онежец» (1888 года постройки), «Безбожник»(1914 года постройки, бывший «Ямбург», в послевоенное время переименован в «Лесной»), «Трамвай № 1» и «Трамвай № 2» (1936 года постройки), «Акула», «Интер № 205», также с 1941 г. — «Урицкий» (бывший «Иван Сусанин» 1912 года постройки), «А. Жданов», с 1944 г. — «Вересаев» (1915 года постройки), с 1954 г. — «Чапаев» (1895 года постройки, бывший «Лисий Нос»).

10 мая 1941 г. Управлением БОПа была создана детская пионерская флотилия, пионерам был передан пароход «Танкер»[1].

В годы Великой Отечественной войны суда БОПа участвовали в эвакуации населения и ценностей, обеспечивали нужды фронта и тыла. Суда «Огюст Бланки», «Ижорец-18»", «Мартиец-89», «Видлица», «Шуя», «Бакунин» и другие участвовали в боевых действиях в составе Онежской военной флотилии, некоторые суда были переданы Ладожской военной флотилии.

В состав пароходства входили Петрозаводский порт (в том числе — приписной пункт Вознесенье), пристани Шала (с 20 апреля 1943 г. по 1 августа 1944 г. находилась в составе управления Шекснинского речного пароходства), Надвоицы, Медвежьегорский порт, Медвежьегорская ремонтно-эксплуатационная база флота(Медвежьегорский судоремонтно-судостроительный завод, Пиндушская РЭБ флота, (после выведения из состава ОАО БОП предана как структурное подразделение ООО ОСЗ под названием ООО МСБ — Медвежьегорская судоремонтная база)(ликвидирована в 2010-м году), Беломорский эксплуатационный участок (Беломорский морской порт, в том числе — приписные пункты Кандалакша и Архангельск), Петрозаводская ремонтно-эксплуатационная база флота (Петрозаводский судоремонтный судостроительный завод), службы: несамоходного флота (до 1961 г.), социальных учреждений, управление рабочего снабжения, бассейновый узел связи и радионавигации. Имелся профилакторий «Парус»[2].