Северо-Западное пароходство


Северо-Западное пароходство — советская и российская судоходная компания, осуществляет экспортно-импортные перевозки водным путём. Флот состоит из 60 грузовых судов суммарным дедвейтом 288 тысяч тонн.

Согласно декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 января 1918 г. для руководства эксплуатаций национализированного флота на Северо-Западе страны был учреждён Петроградский округ внутренних водных путей сообщения и шоссейных дорог, который 18 апреля 1918 года был преобразован в Мариинское областное управление водного транспорта[1].

Приказом Наркомата путей сообщения от 19 февраля 1921 года вместо него было создано Северо-Западное управление водного транспорта (СЗУВТ), которое обслуживало водные пути рек Нева, Волхов, Свирь, Вытегра, Шексна, Молога, Верхняя Волга до Рыбинска, Луга и Западная Двина, систем Мариинской, Тихвинской, Вышневолоцкой, Березинской, озер Ладожского, Онежского, Белого, Ильмень, Чудского, Тёплого и Псковского.

В соответствии с Постановлением Совета труда и обороны от 30 января 1923 года было образовано Северо-Западное государственное речное пароходство(СЗРП) с правлением в Петрограде. Первым председателем правления госпароходства стал И. Сундуков, директором СЗ ГРП Шишкин. СЗУРП ведал водным транспортом Вологодской, Архангельской, Новгородской, Ленинградской областей и юго-западной части Карелии, обслуживая пассажирские и грузовые линии.

В конце 1929 года пароходство было переименовано в Северо-Западное управление государственного речного транспорта. На основании постановления ЦИК и СНК СССР от 15 марта 1934 года вместо него создано Управление Северо-Западного речного пароходства Наркомвода СССР. В 1940 году из СЗРП было выделено Беломорско-Онежское пароходство.

В годы Великой Отечественной войны часть флота пароходства была мобилизована в состав РККФ и передано в Ладожскую военную флотилию[2]. Оставшиеся корабли под руководством Василия Малова действовали на речных коммуникациях региона (зачастую под атаки немецкой авиации), обслуживали блокадный Ленинград[3].