Мариинская водная система


Марии́нская во́дная систе́ма, Марианское сообщение[1] — водный путь в России, соединяющий бассейн Волги с Балтийским морем, пролегающий от Рыбинска до Петербургского морского порта через приладожские каналы (1 054 версты).

Путь состоит как из природных, так и из искусственных водных путей: р. Шексна — Белое озеро — р. Ковжа — Мариинский канал — р. Вытегра — Онежское озеро — р. Свирь — приладожские каналы — р. Нева. Находилась в ведении Вытегорского и Санкт-Петербургского округов путей сообщения.

Строительство водного пути было необходимо Российской империи для снабжения Санкт-Петербурга (как столицы и крупнейшего по населению города) хлебом, древесиной, дровами и другими продуктами, товаров для внешней торговли, доставлявшимися через Рыбинск с низовьев Волги. Для торговли зерном в Рыбинске была устроена Хлебная биржа. Впоследствии по Мариинской системе осуществлялся экспорт пшеницы в Европу.

Строительство системы протяжённостью свыше 1125 км проходило в царствование Павла I и его сына Александра I, и заняло 11 лет. Постоянно переустраивалась и совершенствовалась, перекопы в излучинах рек сокращали протяжённость пути. Реконструированная в 1959—1964 годах система получила название Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина.

Исследования по направлению водного пути р. Вытегра — р. Ковжа — Белое озеро — р. Шексна проводились несколько раз: по указу в 1710, и в 1774, 1785 и 1798 годах.

Но потребность в поставках товаров в Петербург была столь высока, что вопросом проектирования пришлось заняться начальнику Департамента — графу Якову Ефимовичу Сиверсу. Он лично произвёл рекогносцировку трассы и представил Павлу I доклад о строительстве по Вытегорскому направлению. Направление канала взяли у шотландца Джона Перри.