Бентам, Сэмюэль


Сэмюэль Бентам (англ. Samuel Bentham; 11 января 1757 года — 31 мая 1831 года) — британский инженер-механик и корабельный инженер, брат известного философа Иеремии Бентама.

Сэмюэль Бентам родился 11 января 1757 года в семье адвоката. Кроме него, в семье было ещё два ребёнка, одним из которых был будущий философ Иеремия Бентам; еще пятеро детей умерли при рождении или в раннем возрасте. Мать Сэмюэля скончалась в 1766 году. В возрасте 14 лет Бентам стал учеником судостроителя в Вулвичской верфи[en], затем работал на Чатемской верфи. Параллельно с работой в течение 7 лет обучался в Морской академии в Портсмуте[4].

В 1780 году Сэмюэль Бентам переехал в Россию, где поступил на службу к князю Г.А. Потёмкину. Первоначально был нанят Потёмкиным в качестве кораблестроителя, впоследствии обнаружил значительный талант инженера и изобретателя, спроектировав и построив множество технических устройств (в т.ч. корабль-амфибию, баржу для императрицы Екатерины II и проект паноптикума, впоследствии развитый его братом), а также проведя ряд экспериментов со сталью. Отвечал за работу большого числа российских промышленных предприятий и пользовался большим доверием Потёмкина.

На русской службе Бентам участвовал в русско-турецкой войне, получив на ней награду, а также командовал батальоном из 1000 человек в Сибири. В 1782 году Бентам отправился по Сибирскому тракту в Китай, посетив приграничные российские города Кяхту и Нерчинск, где смог наблюдать конструкцию китайских кораблей, особенно джонки.

Вернувшись в Англию в 1791 году, он начал агитацию за внедрение водонепроницаемых отсеков, позаимствованных им у китайских судов. В этот же период он, вместе с братом, активно работал над проектом паноптикума. Также в это время он встретил свою будущую жену Мэри Софию Фордайс (англ. Mary Sophia Fordyce) — дочь шотландского врача и учёного Джорджа Фордайса[en], друга его брата. В октябре 1796 года он и Мэри сочетались браком.

В 1795 году Бентам, по заказу Адмиралтейства руководил постройкой серии из шести новых судов с защитой от затопления. Они были построены на верфи Хоббс & Хеллайер (англ. Hobbs & Hellyer) в Редбридже, Гэмпшир, и имели ряд инновационных для своего времени элементов, таких как сменные части для мачты и лонжероны, позволяющие лёгкое обслуживание в море. Впоследствии лишь два судна этой серии — HMS Dart[en] и HMS Arrow[en] остались в составе Королевского флота; остальные суда была захвачены французами в ходе Революционных войн[5].