Православно-католический диалог


Православно-католический диалог — богословский диалог[прим. 1] между Римско-католической и Православной церквами в рамках работы Смешанной богословской комиссии, который проходит с целью изучения особенностей вероучения сторон и рассматривается в качестве начала пути к единству[3]. Решения о начале диалога были приняты в 1960-х годах, а официальный диалог стартовал в 1980 году[1]. Экуменические инициативы Константинопольского патриарха и Второго Ватиканского собора 1960-х годов получили наименование «диалог любви»[4], а официальный богословские дискуссии с 1980 года — «диалог истины»[3][5][6][7]. В ходе богословских дискуссий были разработаны документы, определяющие сходства и различия между Католической и Православной церквами. В начале 1990-х годов православно-католический диалог был осложнён событиями в Восточной Европе[прим. 2][12], что привело к сосредоточению двустороннего диалога на темах униатства и прозелитизма[9]. В 1993 году в Баламандском институте (Ливан) стороны подписали соглашение, определяющее совместный взгляд сторон на данную проблематику[1][3]. Однако как в православных, так и в католических кругах данное соглашение вызвало неоднозначную реакцию[1]. С 2000 по 2005 год в диалоге снова наметился кризис, и работа Смешанной комиссии была фактически приостановлена[13]. Несмотря на противодействие консервативных кругов, с 2005 года официальный православно-католический диалог был возобновлён. В 2007 году в Равенне стороны смогли подписать совместное заявление, обобщающее плоды предыдущих встреч в рамках диалога. Несмотря на всю сложность и проблематику православно-католических отношений[англ.], двусторонний богословский диалог продолжается[3]. Существуют также многочисленные отдельные православно-католические международные комиссии и региональные организации, занимающиеся вопросами двустороннего диалога[14][15][16][17][18][19][20].