Богослужение первой седмицы Великого поста


Богослуже́ние пе́рвой седми́цы Вели́кого поста́ — начало великопостных служб, являющихся образцом совершения продолжительных покаянных молений, подготавливающих православных христиан к достойной встрече Пасхи — главного церковного праздника. Строгость исполнения первых дней Святой Четыредесятницы такова, что в случае совпадения с ними Сретения Господня, вся служба этого великого двунадесятого праздника переносится на день (или на два дня) раньше — на Прощёное воскресенье. Также на другой день должна переноситься и служба обретения главы Предтечи.

Все богослужения совершаются по Триоди Постной, — из Октоиха[1] в будние дни берутся только Троичны, седальны и светильны текущего гласа (зачастую указывающиеся в приложениях к Постной Триоди). Обычная Литургия Иоанна Златоуста в эти дни совершается только в субботу.

Проки́мен вели́кий, глас осмы́й — Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́; ско́ро услы́ши мя, вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю.

стих 1-й: Спасе́ние Твое́, Бо́же, да прии́мет мя.
стих 2-й: Да у́зрят ни́щии и возвеселя́тся.
стих 3-й: Взыщи́те Бо́га, и жива́ бу́дет душа́ ва́ша.

Закрываются царские врата. «Сподо́би, Го́споди…». Священнослужители переоблачаются в темные одежды. Диакон [или иерей в епитрахили (в приходских храмах — и в фелони, если он служит один без диакона)] выходит для произношения просительной ектении на солею перед царскими вратами, певцы поют эту ектению и последующие не обычным, но скорбным великопостным напевом[2].

После «Ныне отпущаеши» и Трисвято́го по «Отче наш» священник из алтаря через северную диаконскую дверь выходит на солею и становится на амвон и возглашает: «Я́ко Твое́ есть Ца́рство…». Клирос поёт: