Октоих (книга)


Окто́их, Окта́й, Охта́й, Осмогла́сник[1] (греч. Ὀκτώηχος — «восьмигласник» от ὀκτώ — «восемь» + ἦχος — «глас») — богослужебная книга Православной церкви, содержащая в себе чинопоследования вечерни, повечерия, утрени и литургии для шести будничных дней недели, а для воскресных дней, кроме того, — малой вечерни и полунощницы. Все эти песнопения по способу пения разделяются на восемь гласов (отсюда название книги), или напевов, из которых каждый употребляется в продолжение одной седмицы. Название восходит к одноимённой византийской ладовой системе, известной также как «осмогласие».

Составлен в начале VII века; в VIII веке отредактирован и дополнен святым Иоанном Дамаскином. В дальнейшем редактирование Октоиха продолжалось, в него вошли песнопения, написанные в IX веке: каноны на буднях Феофана Начертанного и Иосифа Песнописца; восемь троичных канонов воскресной полунощницы митрополита Смирнского Митрофана[en]. Ещё позже в Октоих вошли троичны Григория Синаита воскресной полунощницы, написанные в XIV веке[2]. Часть песнопений в Октоихе не подписана, и их авторство неизвестно.

По мнению диакона Владимира Василика, зарождение византийских ихосов, или гласов, могло начаться ещё в доникейскую эпоху на основе античной ладотональной системы, учитывая, что один из древнейших однопеснцев, сохранившийся в папирусе № 466 библиотеки Джона Райланда, пелся на первый плагальный глас, а также упоминание о гласах (ήχοι) в рассказе об авве Памво. Подтверждением тому является свидетельство, согласно которому во времена патриаршества Севира Антиохийского (512—519) в Антиохии уже использовалось осмогласие. Поэтому система октоиха уже до начала VI века должна была пройти долгий период формирования и становления[3]. В древнегрузинском гимнографическом сборнике «Иадгари»[4] приводится фрагмент, который содержит все тропари, каноны и седальны в составе одного блока соответствующей службы, что представляет собой некое подобие октоиха (протооктоих), либо осмогласной части тропология: имеется указание на глас, а содержание тропарей — воскресное. Вероятно, существовал также прототип ирмология: об этом свидетельствует ирмос в начале Εις τό μεγαλύνει. Τήν ύψιλωτέραν των Χερουβίμ («На Величит». «Высшую Херувимов…») — метрический образец для остальных тропарей. К нему указан глас побочный первый (впоследствии — пятый).