Повечерие


Повече́рие, у старообрядцев па́вечерница (греч. Απόδειπνον — «после ве́чери, то есть, после ужина») — в византийском обряде ежедневное чинопоследование богослужения суточного круга, совершаемое в храме или в келлиях в дни, определённые Типиконом. Повечерие может быть или великим, или малым, у старообрядцев сохранилось также среднее. Последование и великого, и малого повечeрий находится в самом конце современного Часослова[1], который чаще издаётся отдельной книжицей, но является также второй частью Следованной Псалтири.

По современной приходской практике Русской православной церкви повечерие совершается очень редко: в понедельник, вторник, среду и четверток Первой седмицы Великого поста, ради чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, а также на всенощном бдении Рождества Христова, Богоявления и иногда Благовещения. В некоторых православных монастырях повечерие совершается значительно чаще, и даже ежедневно. Для большинства же православных христиан вместо повечерия предлагаются Молитвы на сон грядущим[2].

В латинском обряде аналогом повечерия является служба Completorium (российские римокатолики называют её так же: «повечерие»; у медиевистов называется также «комплеторий»), которая включает определённый гимн, несколько псалмов (варьируются в зависимости от дня недели), Песнь Симеона («Ныне отпускаешь») и завершающую молитву.

И стихи: Исаия. 8:9-10[4][5][6]. От др.-греч. μεθ'ἡμῶν [мефимо́н] — «С нами Бог!» иногда всё великое повечерие называют «Ефимо́ном»[7].

Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас; вся́каго бо отве́та недоуме́юще, сию́ Ти моли́тву я́ко Влады́це, гре́шнии прино́сим: поми́луй нас.

Сла́ва: Го́споди, поми́луй нас, на Тя бо упова́хом; не прогне́вайся на ны зело́, ниже́ помяни́ беззако́ний на́ших, но при́зри и ны́не я́ко благоутро́бен, и изба́ви ны от враг на́ших; Ты бо еси́ Бог наш, и мы лю́дие Твои́, вси дела́ руку́ Твое́ю, и и́мя Твое́ призыва́ем.