Молитвы на сон грядущим


Моли́твы на сон гряду́щим[1] (вече́рние моли́твы) — заключительная часть обязательного ежедневного регулярного молитвенного (келейного) правила прихожанина и клирика Русской православной церкви, а также некоторых поместных церквей, исторически связанных с РПЦ, читаемая каждый раз перед отходом к ночному сну. Молитвословы[2][3] соответствующих церквей содержат текст «Молитв на сон грядущим».

Сложившийся к настоящему времени в Русской Православной Церкви порядок чтения молитв на сон грядущим при молитве по молитвослову имеет следующий вид[4][5]:

Согласно с указанием молитвослова, на Пасху и всю последующую седмицу (поскольку указанная седмица завершается к вечеру субботы, подразумевается — до вечера пятницы включительно) вместо «Молитв на сон грядущим» читаются или поются Пасхальные часы (краткое «последование», т.е. краткая служба). Аналогичное правило указано и для «Утренних молитв».

Современный состав «Молитв на сон грядущим» (равно, как молитв утренних) сформировался около двух столетий назад, а сами молитвы, подписанные именами древних святых, в славянских рукописях появились в разрозненном виде только в XVIXVII веке.

У старообрядцев вместо Молитв на сон грядущим читается Повечерие (так же и в греческих церквах), а вместо молитв утренних вычитывается Полунощница.

В дни двунадесятых праздников и их попразднств существует обычай добавлять к Вечерним молитвам тропарь, кондак, задостойник со стихом и величание праздника, а дни Великого постамолитву Ефрема Сирина. Могут быть добавлены молитвы о близких родственниках живых и уже умерших, о благодетелях, о враждующих, о богохранимой стране проживания и обо всём мире. В монастырях и духовных семинариях при наличии во время чтения молитв священника в конце их им могут быть совершены сугубая ектения и отпуст. Непосредственно перед сном возможно чтение псалма 90 с осенением крестным знамением всех четырёх стен помещения для предстоящего сна.