Вседневная служба


Вседне́вная слу́жба, бу́дничное богослуже́ние[1] — регулярное повседне́вное «седми́чное» богослужение православной церкви с понедельника по пятницу в дни без праздничного знака.

Ежедневные богослужения отмечены ещё в Ветхом Завете. После возникновения христианства, примерно со II века во многих христианских общинах священники стали уже штатно оплачиваемыми профессионалами, в обязанность которых входила организация и личное возглавление ежедневных общественных богослужений[2]. К IV веку установилась традиция, восходящая к апостольским временам (ср.: Дидахе 8. 3) молиться определённым образом несколько раз в день, постепенно развившаяся в систему суточных служб[1]. Прежде уединённые (келейные) ежедневные молитвы появившееся тогда монашество преобразовало в храмовые (общецерковные) и возвело в статус непреложного устава.

Девятая глава Типикона Русской православной церкви советует совершать в будничные дни памяти малых святых без праздничного знака аллилуйную службу[3], которая теперь воспринимается как великопостная:

Затем распространение получила служба с «Бог Госпо́дь…», прежде совершавшаяся только в праздничные дни и на памяти почитаемых святых, имеющих свои отпустительные тропари. Только в эти дни (и в дни совершения таинства крещения) совершалась полная литургия, хотя многие христиане могли запасными Святыми Дарами причащаться каждый день в домашних условиях. К V веку общежительное устройство монастырей предоставило возможность ежедневного присутствия на литургии и сделала ненужным келейное причащение. Из-за этого некоторые толкователи видят главный смысл суточных служб в приготовлении к Евхаристии, а не в освящении молитвой определённых часов дня и ночи (утра, полудня, вечера, полуночи)[1].

В богослужениях малых праздников: шестеричных и с Великим славословием , вечерня, повечерие и полунощница продолжают сохранять будничный характер.

После литии монастырское богослужение должно прерывается вечерней трапезой, за которой следуют малое повечерие, на котором исполняется рядовой богородичный канон гласа (из Октоиха) и, иногда, изменяемые молитвословия некоторых пропускаемых служб святых из Минеи. После Трисвятого, тропари храма, дня и святым исполняются в зависимости от того, кому посвящён храм[9]. После повечерия монахам дозволялся непродолжительный сон.