Канон (песнопение)


Кано́н (греч. κανών — правило, норма) — основанный на библейских песнях многострофный жанр православной богослужебной гимнографии, посвящённый прославлению какого-либо праздника или святого. Канон входит в состав утрени, повечерия, воскресной полунощницы, отпевания, панихиды, соборования и некоторых других богослужений, а также может совершаться на молебнах и в келейной (домашней) молитве.

Уже первые христиане перефразировали или добавляли свои молитвенные песнопения к отдельным стихам священных Библейских песен. Например, в Апокалипсисе мы встречаем соединение апостолом и Евангелистом Иоанном Богословом «Песни Моисея, раба Божия, и Песни Агнца» (Откр. 15:3-4). Исследователи[2] полагают, что в этом коротком отрывке, воспеваемом семью ангелами (Откр. 15:1), использованы выражения из нескольких Священных гимнов:

Таким образом обе песни Моисея («Пои́м Го́сподеви,..» Исх. 15:1–19 и «Вонми́ Не́бо,..» Втор. 32:1–43), присущие субботнему ветхозаветному богослужению, переплетались с более поздними псалмами и одами. Празднование субботы у христиан было заменено почитанием воскресного дня, в который обязательно совершается Литургия. Победная песнь Моисея (Исх. 15:1–19) осталась в основе Пасхального бдения и крещения, совершаемого преимущественно в Великую Субботу. Само начало Песни Агнца имеет литургические аналоги в более поздней крещальной молитве — молитве освящения воды «Ве́лий еси́ Го́споди и чу́дны дела́ Твоя́, и ни еди́наго же сло́ва дово́льно бу́дет к пе́нию чуде́с Твои́х». Уже все народы (а не только Израиль) славят Бога. Песнь Агнца имеет характер исповедания веры, евхаристического возношения и даже вознесения праведников. Строфы ритмически слабо урегулированы, тем не менее, в оригинальном греческом тексте, внутри них уже наблюдается тенденция к равносложности.