Отпевание


Отпева́ние, или Чин погребе́ния, или Чин быва́емый на погребе́ние[1] — в русском православии название богослужения, описанного в Требнике[2] под названием После́дование ме́ртвенное (греч. Νεκρώσιμος Ἀκολουθία); одно из богослужений (треб); совершается единожды над телом умершего христианина, как правило в храме.

В просторечии часто смешивается с термином панихида, которая, хотя во многом конструктивно схожа с чином отпевания, есть иное чинопоследование. Панихида в отличие от отпевания совершается много раз по тому или иному умершему человеку.

Кроме того, Священный синод 13 декабря 1963 имел суждение о Чине архиерейского отпевания, составленном митрополитом Куйбышевским Мануилом (Лемешевским) и постановил: «разрешить употребление Чина архиерейского отпевания <…> не к обязательному употреблению, но к употреблению по предварительному завещанию Преосвященных»[3].

Чин архиерейского погребения в конструктивном отношении точно сохраняет строй иерейского погребения; новым является: исполнение Непорочных не на три статии, а на две, с припевами, положенными в чине погребения монахов; оттуда же заимствован седален, глас 2-й «Да человеки общники» — вместо седальна «Днесь разлучаются от сродства». Собственно новыми (авторскими) являются: тропарь по 23-м псалме «Иже течение сконча» и седален «Христе Царю»; тропарь по 83-м псалме «К Тебе, Христе, взываю»; канон, глас 6-й, который сохраняет ирмосы из канона иерейского погребения, но с новыми тропарями.

Гроб с телом усопшего вносят в храм под колокольный звон[4]. Отпевание может происходить и на дому усопшего. При этом правильным считается именно церковное отпевание. В то же время домашнее отпевание не отвергается Церковью, а считается крайней мерой[5].

Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего (или рабу Твою[6] или раб Твоих[7]), и сего (или сию или сих) всели во дворы Твоя, / якоже есть писано: / презирая яко благ прегрешения его (или ея или их) вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче....[8]