Большой дом


Большой дом — неофициальное название административного здания в Санкт-Петербурге на Литейном проспекте, построенного в начале 1930-х для управления НКВД. Вошло в историю как символ насилия и террора периода репрессий[1].

В настоящее время в здании находится управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. С 2001 года Большой дом включён в перечень объектов исторического и культурного наследия общероссийского значения в Петербурге[2].

В конце 1920-х годов было снесено сожжённое в 1917-м здание Окружного суда (здание Старого Арсенала — В. И. Баженова) на Литейном проспекте (проспекте Володарского) № 4 в квартале между улицами Шпалерной (ул. Воинова) и Захарьевской (ул. Каляева)[3], и в 19311932 годах, по инициативе С. М. Кирова, на его месте было выстроено административное здание, предназначенное для ОГПУ-НКВД[1]. Заложенное в 1931 году, оно было открыто 7 ноября 1932 года (проект архитекторов А. И. Гегелло, А. А. Оля, Н. А. Троцкого с участием И. Ф. Безпалова, Н. Е. Лансере, Ю. В. Щуко, А. Н. Душкина, военного инженера-фортификатора Е. А. Яковлева[4] и др.)[5]. Как тюрьма объект был сдан в эксплуатацию в ноябре 1934 года и меньше чем через месяц «Большой дом» заработал в полную мощь, принимая «кировский поток» — ленинградцев, массово арестованных по сфабрикованному НКВД делу об убийстве С. М. Кирова[6].

В комплекс зданий, принадлежавших ОГПУ-НКВД, входят также «Дом пропусков» на Литейном проспекте 6, построенный И. Ф. Безпаловым в 1930-е гг. на месте Сергиевского всей артиллерии собора, и старое здание царской тюрьмы — Дом предварительного заключения (ДПЗ) — так называемая «Шпалерка», расположенной на участке № 25 по Шпалерной улице. Её аббревиатура известна расшифровкой «Домой Пойти Забудь» и «Шпалерными тройками» — внесудебными органами из трёх человек, назначенными от НКВД, ВКП(б) и прокуратуры.

Отделка и качество работ интерьеров и фасадов отличают этот памятник советской архитектуры от других зданий Ленинграда 1930-х годов. Решенный в монументальных формах конструктивизма и выходящий сразу на три городские магистрали, он занял ведущее положение в окружающей архитектурной среде и давно стал доминантой Литейного проспекта. Объемное и плановое решение здания является примером поисков нового пути развития архитектуры в начале 1930-х годов. Один из авторов проекта, архитектор Н. А. Троцкий, считал, что это здание — «один из первых памятников нового направления, основанного на классических формах».