Бомбардировка Горького


784-й зенитно-артиллерийский полк
515 зенитных орудий
17 радаров
231 зенитный прожектор
107 аэростатов
47 истребителей

Бомбардировка Горького — серия бомбовых авиаударов со стороны немецкой авиации, с осени 1941 по лето 1943 года. Основной целью бомбардировок было разрушение промышленного потенциала города. Наибольшие повреждения получил завод им. Молотова. За время войны вражеские бомбардировщики совершили 43 налёта, из них 26 налётов ночью[Л 3]. На город было сброшено 33 934 зажигательных бомб и 1631 фугасная[Л 1]. Бомбардировки Горького стали самыми крупными ударами Люфтваффе по тыловым районам Советского Союза в годы войны.

Условие уничтожения промышленности Горького было в операции «Барбаросса» с самого начала. В то время он был одним из крупнейших производителей и поставщиков вооружения Красной армии. Полный захват Горького и его взятие под свой контроль планировался нацистской Германией во второй половине сентября 1941 года[4]. Сначала немцы должны были уничтожить оборонную промышленность города — Автозавод им. Молотова, заводы: имени Ленина, «Сокол», «Красное Сормово» и «Двигатель Революции». После захвата в нём планировалось создать Генеральный округ Горький (нем. Generalbezirk Gorki) или Генеральный округ Нижний Новгород (нем. Generalbezirk Nischni Nowgorod), входящий в Рейхскомиссариат Московия. Горьковский машиностроительный завод планировалось переоборудовать под выпуск немецкой военной техники[5].

31 октября 1941 года на автозавод пришло распоряжение Иосифа Сталина о том, что необходимо резко увеличить производство лёгких танков Т-60 и в ближайшие 2-3 дня довести его до 10 танков в день, так как Башзавод не мог полностью выполнять своих функций.

Руководство города знало, что Горький в любой момент может подвергнуться атаке немецкой авиации и было необходимо укреплять ПВО города и маскировать заводы. Однако необходимые меры не были доведены до конца. Особенно отставала маскировка объектов. На радиотелефонном заводе № 197 им. Ленина прошло экстренное совещание. После него, 1 ноября был утверждён план, согласно которому необходимо было придать заводу вид жилого посёлка на окраине Горького. В плане противовоздушной обороны этот завод был полностью готов[Л 4]. Московский вокзал, наряду с Казанским, стал важным стратегическим объектом. Для связи двух вокзалов между собой были проложены железнодорожные пути через грузовой порт на Стрелке и Канавинский мост[6].

В октябре 1941 года командующим Горьковским бригадным районом ПВО был назначен Николай Марков. В это время на обороне города имелось около 50 зенитных орудий и несколько прожекторов Б-200[Л 4].