Борисово (бывшая деревня)


Бори́сово — бывшая деревня, вошедшая в состав Москвы при её расширении в 1960 году. Располагалась на территории современных районов Орехово-Борисово Северное, Зябликово, Москворечье-Сабурово, Братеево, на берегу Борисовского пруда в районе улиц Борисовские пруды, Мусы Джалиля, Орехового и Борисовского проездов. Улицы Наташинская и Городянка — это улицы бывшего села Борисова.

Территория, где располагалось село, была заселена ещё с давних времён. В XIXIII веках здесь жило славянское племя вятичей. Согласно исследованиям 1937 года, на просёлочной дороге из села Беседы и деревни Зябликово в село Братеево, на расстоянии 1,5 км от него была расположена группа из 21 кургана, называвшаяся Борисовской. Все они располагались в шахматном порядке и были снесены во время застройки микрорайона Орехово-Борисово[1].

Впервые село упоминается в писцовых книгах 1589 года, однако, в приходских старообрядческих книгах сказано, что ещё до этого здесь было церковное место, возникшее в XII веке, а сельцо называлось тогда Овражки[2].

В 1591 году из Крыма на Москву совершил набег крымский хан Газы Герай. После схваток с войском Бориса Годунова, он повернул назад. В приходских книгах сообщалось, что за эту победу царь Фёдор Иоаннович пожаловал Годунову в вотчину 32 селения, и в их числе Овражки. Считается, что тогда село и стало называться Борисовым[2]. Впоследствии там был установлен памятник с надписью: «Село Борисово, принадлежащее боярину-правителю Борису Годунову». В 19351940-х годах памятник снесли[3].

В 1598 году Годунова избрали московским царём. Предположительно, в это время он начал возведение плотины на речке Городенке силами своих «дарёных» крестьян села Борисова. Городенка начиналась у нынешней станции метро «Новоясеневская», текла мимо сёл Покровское и Чёрная Грязь (позднее Царицыно), деревень Хохловка и Шипилово, дальше мимо Борисова и впадала в Москву-реку рядом с селом Беседы[2].

В 1600 году плотина из белого камня была завершена и прозвана Цареборисовской или Годуновской. Её сооружение привело к подтоплению пойменных лугов и Каширской дороги, которая тогда проходила по дну нынешнего Нижнецарицынского пруда[4]). Поэтому через образовавшийся пруд была построена паромная переправа, функционировавшая вплоть до XX века)[2].