Боттригари, Эрколе


Эрколе Боттрига́ри (итал. Ercole Bottrigari) (24.8.1531, Болонья – 30.9.1612, близ Болоньи) — итальянский гуманист, теоретик музыки, поэт и композитор.

Родился в семье болонского аристократа Джованни Баттиста Боттригари (был его внебрачным сыном, которого отец признал в 1538). В юности изучал классические языки (у Ф. Луккино в Тренте), архитектуру и живопись (у Дж. Рануцци), математику (у Н. Симо, профессора Болонского университета), основы музыки (у Б. Спонтоне). В 1546 с помощью отца основал в Болонье типографию. С начала 50-х годов до середины 70-х годов занимался в Болонье политикой. В 1551 женился на Лукреции Усберти (ум. в 1591). В 1576-86 жил в Ферраре, где при дворе герцога д'Эсте познакомился с Торквато Тассо. С конца 1586 до конца жизни занимался свободными науками, живя на родовой вилле Сант-Альберто в предместье Болоньи. В эти годы Боттригари контактировал с Джозеффо Царлино, подружился с литератором Чиро Спонтоне и особенно с болонским музыкантом Аннибале Мелоне (ум. в 1598). В конце 1590-х годов вступил в полемику с Джованни Артузи, обвиняя его в воровстве научного материала из своего неопубликованного трактата «Il Trimerone». Артузи выступил с ответным выпадом, утверждая будто трактат «Il desiderio» написал не сам Боттригари, а его друг Аннибале Мелоне[5]. Полемика между двумя теоретиками, отражающая, главным образом, их различное понимание античной теории ладов, продолжалась до 1604 года[6].

Гуманист Боттригари был одним из немногих итальянских учёных музыкантов, которые читали греческие трактаты в оригинале. Он активно занимался переводами с латыни и греческого, в т.ч. перевёл на итальянский язык фундаментальный труд о музыке Боэция (этот перевод не опубликован), «Альмагест» Птолемея[7], тщательно выправил первопечатный латинский перевод «Гармоники» Птолемея, впервые опубликованный в 1562 году А.Э.Гогавой[8]. Собственные монографии писал исключительно на родном наречии.

Самый известный труд Боттригари — «Дезидерио, или [трактат] о гармонии различных музыкальных инструментов» (Il Desiderio, overo de' concerti di varii strumenti musicali; Венеция, 1594[9]), где автор в живой литературной форме обсуждает современную ему музыкальную жизнь Феррары и, в частности, проблему модного тогда ансамблевого музицирования. Боттригари различает (1) инструменты с фиксированным строем (как клавесин и орган), (2) инструменты c нефиксированным строем (как тромбон; сюда же относится человеческий голос) и (3) инструменты, которые можно подстраивать непосредственно в ходе концерта (как лютня и виола). Он даёт рекомендации к тому, как согласовать инструменты трёх типов; в целом же предлагает не смешивать различные типы в рамках одного ансамбля.

Трактат «Патричио, или о гармонических тетрахордах Аристоксена...» (Il Patricio, overo de' tetracordi armonici di Aristosseno, parere, et vera demonstratione, 1593), написанный в форме диалога, посвящён разъяснению музыкальной теории Аристоксена.